Posted 27 сентября 2020, 09:47
Published 27 сентября 2020, 09:47
Modified 19 августа, 17:49
Updated 19 августа, 17:49
Благоприятная экономическая и социальная обстановка в регионе, отсутствие серьезных экологических проблем, высокий уровень жизни, а также федеральные и региональные выплаты — все это оказывает положительное воздействие на демографическую обстановку в Тюменской области.
С учетом этого, строительство новых школ необходимо не только исходя из текущих потребностей, но и на перспективу. Например, Тюмень уверенно приближается к званию города-миллионника. И власти, действительно, занимаются строительством новых образовательных учреждений.
В новом учебном году в школы отправились более 223 тыс. юных жителей тюменской области. Более 25 тыс. из них — первоклассники. В дополнение к уже существующим школам, в этом году в регионе планируется запуск еще девяти новых школ.
По информации главного управления строительства Тюменской области, с начала 2020 года планируется начать строительство десяти новых школ. Тем не менее, детсадов будет почти в два раза больше — 19 штук.
На пресс-конференции, посвященной 75-летию Тюменской области губернатор Александр Моор рассказал, что к 2024 году в регионе планируется построить 15 школ на более чем 16 тыс. мест. Строительство будет вестись в рамках нацпроекта «Образование».
«Самый главный капитал, которым мы владеем, — это люди, поэтому большое внимание и средства в рамках национальных проектов выделяются именно на развитие человеческого капитала. Это здравоохранение, образование, наука, все то, что связано с творческим и профессиональным развитием личности»,Александр Моор, губернатор Тюменской области
Строительство 15 школ более чем на 16 тысяч мест завершится в Тюмени к 2024 году в ходе реализации региональной составляющей национального проекта «Образование», сообщил губернатор Тюменской области Александр Моор на пресс-конференции, посвященной 75-летию региона.
Однако, несмотря на новизну и современное оснащение, большинство школ строятся по проектам, близким к советским, а важным критерием остается вместимость зданий. Например, большинство школ имеют Н- или П-образную форму, а одна из самых ожидаемых школ, построенная в микрорайоне Суходолье, имеет вместимость на 1,2 тыс. учеников.
Особенность советских проектов заключается в том, что здание школы или детского сада можно без особых усилий переоборудовать под госпиталь. Об этом корреспонденту «Нашего города» рассказал сотрудник регионального Роспотребнадзора на условиях анонимности.
«По всем требованиям здания школ и садиков подходят для оснащения госпиталей. Так изначально и задумывалось, что в случае боевых действий или ЧС в здании можно разместить раненых и, укомплектовав его оборудованием и медперсоналом, оказывать медицинскую помощь пострадавшим. Это проще и дешевле, чем, например, строить новые. К тому же, обычно местные жители хорошо знают, где находится здание школы»
Собеседник рассказал, что в период пандемии госпитали разворачивали в зданиях школ Сургута и Нижневартовска. Однако инициатива получила негативные отзывы от жителей городов. К тому же, по мнению специалиста, временное переоборудование школ гораздо дешевле, чем строительство временных госпиталей и безопаснее, чем их обустройство в выставочных и спортивных центрах.
Пандемия коронавируса показала, что значительная часть населения негативно относится к переоснащению школ под госпитали для вирусных больных. К тому же, даже в самые пиковые моменты количества больничных коек хватало с лихвой, и, по большому счету, в переоснащении не было острой необходимости.
Соответственно, у школ остается единственное предназначение — быть современным местом, где учащиеся смогут максимально эффективно получать новые знания. К тому же, важным требованием к школам является безопасность, а старые проекты не учитывали новых требований к антитеррористической и эпидемиологической безопасности.
С началом учебного года, образовательный процесс был изменен, на основании рекомендаций Роспотребнадзора: теперь классы находятся в своих кабинетах, а не меняют их, как раньше. С сентября между аудиториями курсируют только учителя. Из-за этого, возникла потребность в классах-трансформерах, которых в типовых школах либо нет, либо их количество недостаточно. Кроме того, сведен к минимуму контакт между учащимися разных классов. однако в типовой планировке добиться этого весьма непросто.
Необходимость в изменении школ и, соответственно, учебного процесса диктует современный мир. Привычные нам классы с рядами парт и доской появились еще в 19 веке, в эпоху индустриализации. Образование было «заточено» под воспитание будущих рабочих. Соответственно, дети получали те знания, которые могли пригодиться им в дальнейшем.
Школьное образование довольно консервативно и меняется с опозданием. Согласитесь, не многим пригодились, полученные на уроках труда, навыки вытачивать детали на токарном станке или шить халаты.
Многие эксперты считают, что в консервативных школах трудно воспитать специалистов с нестандартным и гибким мышлением, что необычайно важно в тенденциях современного мира. Уже сейчас крупные компании ценят сотрудников, готовых к постоянному обучению и умеющих приспосабливаться к возникающим трудностям.
В основном, в России существуют три категории школ:
Госзаказ
В случае, когда заказчиком выступает государство, на платформе госзакупок появляется конкурс на разработку проектной документации. В требованиях к проекту указывается необходимое количество учащихся, наличие определенных помещений и так далее. Из-за особенностей механизма закупок, разработка и реализация принципиально нового проекта может быть невыгодна исполнителю, поэтому многие используют самый доступный вариант — изменение типового проекта в соответствии с требованиями заказчика.
По такому же принципу строятся детские сады и поликлиники. По словам руководителя ГУС по Тюменской области Сергея Шустова, возведение социальных объектов по уже существующим проектам позволяет ускорить подготовительный процесс.
По сути, на выходе появляется все та же типовая школа, но в новой, красивой упаковке в виде красочных фасадов и современной мебели.
Частные школы
Частных школ в России единицы и спрос на них чрезвычайно высок. Особенно высока потребность в частных начальных школах. Влияют на это современные тенденции в образовании и заполненность классов в обычных школах.
Тюменка Оксана переехала с семьей жить в Санкт-Петербург, там же ее ребенок пошел с первого класса в частную школу. По мнению Оксаны, в классе из 35 учеников учитель физически не может уделить должного внимания каждому ученику, поэтому, в лучшем случае, на ребенка тратится не более минуты времени за урок. Также, девушка уверена, что первые четыре года школы дети адаптируются, а учебная программа сводится к тому, что ребенок учится считать и писать.
«Эти годы необычайно важны в формировании личности, и лучше потратить их с пользой для ребенка, а не ломать его в стенах традиционных школ», — считает Оксана.
Частые школы — дорогое удовольствие. Нередко выходит так, что цены на годовое обучение сопоставимы с ценами провинциальных ВУЗов за аналогичный период.
Наиболее известные примеры частных школ в Тюмени — гимназия при ТюмГУ, лицей при ТИУ, медицинский лицей при ТюмГМА. В заведениях учатся старшеклассники, ориентированные на поступление в эти же ВУЗы.
Застройщики
При проектировании нового микрорайона многие застройщики предусматривают размещение школы, как необходимого объекта социальной инфраструктуры. Как правило, после того, как проект сдан — его передают в собственность города, чтобы не тратить деньги на содержание. Возможно, именно в нежелании города брать на содержание дорогие объекты и скрывается причина, по которой именитые застройщики не возводят знаковых и современных школ в Тюмени, как и в большинстве городов страны.
Не секрет, что многие горожане при выборе жилья обращают внимание на близлежащие школы. Да и возле хороших школ недвижимость, как правило, дороже. Но почему-то, в Тюмени, инновационных объектов нет.
Даже тюменский застройщик «Брусника» строит инновационную школу не в своем «родном» городе, а в Новосибирске. Видимо, девелопер, по каким-то своим причинам посчитал вложение в образование новосибирцев более привлекательным. Для тюменского образования застройщик ограничился лишь баннером с поздравлениями в адрес Валерия Фалькова с назначением на должность министра науки и высшего образования.
Что будет у новосибирцев и чего нет у тюменцев?
В Новосибирске «Брусника» строит несколько крупных ЖК и в одном из них девелопер строит инновационную, по российским меркам, школу.
Форма здания кардинально отличается от традиционных Н- или П-образных форм, характерных для учебных заведений на постсоветском пространстве. Также в здании отсутствуют технические этажи и подвалы. Также примечательно, что профильные кабинеты разделяются на четыре подвида: медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Функциональные помещения могут использоваться для изучения сразу нескольких предметов.
Примечательно, что помимо самого здания, в концепцию проекта входит техническое задание, описывающее механику учебного процесса.
Отметим, что в ходе рабочего визита в Новосибирск вице-премьер Марат Хуснуллин посетил строительную площадку новой школы. Чиновник посчитал, что проект школы хорош настолько, что его стоит взять за образец и применять опыт строительства на территории всей страны.
В родном регионе компания реализовала несколько жилых кварталов и объектов социальной инфраструктуры, в том числе, школу в «Европейском». Однако, таких инновационных объектов в нашем регионе девелопер не возводил. Возможно, что после поручения Хуснуллина ситуация изменится и подобные решения появятся и в Тюменской области.