Дебютанты из Тюмени произвели фурор на всероссийском слете авиаторов
Настоящий фурор произвела команда тюменских летчиков-спортсменов "проект Слобода", выступившая на всероссийском слете любителей авиации в Башкортостане. Пилотажные программы в исполнении мастеров полета Николая и Ильи Голубцовых стали одними из ярчайших событий многодневного праздника неба и крылатых машин.

Если попросить любого человека, маломальски связанного с воздушным флотом, назвать главное авиационное событие года, он скорее всего вспомнит про салон "МАКС", проводимый в Жуковском. Тем не менее, если авиатор душой больше тяготеет не к штурвалам Boeing'ов, а к ручкам управления легкими самолетами, он добавит несколько слов о мероприятии, проходящем каждое лето в окрестностях Уфы. Уже не первый год в конце июня здесь проходят масштабные встречи владельцев воздушных судов, пилотов, мастеров высшего пилотажа и просто людей, неравнодушных к полетам - всероссийский слет любителей авиации (СЛА).
На минувшей неделе слет состоялся в двенадцатый раз. На аэродроме "Первушино", ставшем уже традиционным местом проведения встречи, собрались частные
авиаторы из более чем 30 регионов страны.
2017 год не стал исключением - слет состоялся в конце июня, причем для тюменской команды "проект Слобода" он оказался дебютным - спортсмены впервые прибыли в Башкирию не в роли зрителей, а в качестве полноценных участников. С аэродрома базирования в Слободотуринском районе Свердловской области в окрестности Уфы прибыли самолеты - Як-55 и Pitts model 12.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в состав этой пилотажной группы вошел "звездный" экипаж. За ручкой одного из воздушных судов, прилетевших в Первушино, сидел Николай Голубцов - экс-инструктор Курганского АСК, первый тренер всемирно известной летчицы Светланы Капаниной, семикратной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу в женском зачете. В кабине второго борта сидел сын Николая Голубцова Илья - опытный пилот-инструктор.
Сам слет любителей авиации проходил в течение трех дней - с 29 июня по 1 июля. К началу церемонии открытия, на летном поле было более 30 воздушных судов - самолеты, вертолеты, сверхлегкие летательные аппараты. К началу красочного авиашоу, состоявшегося в субботу, первого числа, крылатых и винтокрылых машин на летном поле было уже 46.
Как рассказал руководитель проекта "Первушино" пилот-инструктор Сергей Минигулов, изначально такие встречи проводились в подмосковье, однако полеты в окрестностях столицы не всегда возможны по организационным причинам, поэтому в 2013 году место слета перенесли в центральную Россию. "Наше географическое положение таково, что сюда сравнительно просто добраться из любой части страны. К тому же пилотам из Новосибирска и Красноярска легче долететь до Башкирии, чем до Московской
области", - отметил он.

Один раз слет проводили в на посадочной площадке в Нефтекамске, однако конечный выбор организаторов в итоге пал на летное поле под Уфой - один из крупнейших частных аэродромов страны.

По оценкам Сергея Минигулова, мероприятие 2017 года оказалось не менее насыщенным, чем встречи предыдущих годов. Резкого увеличения числа участников не произошло, но несмотря на это, программа была яркой и насыщенной.
Стоянку аэродрома заполнили десятки машин, среди которых были и уникальные воздушные суда. Например, из Самары прилете биплан По-2 (известный также как У-2), восстановленный командой энтузиастов.
Именно на таких самолетах в годы Великой Отечественной
Войны летали женщины-бомбардировщицы, прозванные "Ночными ведьмами".
Маневренность и аэродинамические качества У-2 позволяли решать неординарные боевые задачи. В частности, "небесный тихоход" мог с остановленным двигателем бесшумно подходить к позициям противника, сбрасывать бомбовые заряды и уходить от контратаки на бреющем полете.
Во время одной из прогулок вдоль летного поля внимание привлек маленький самолет с прозрачными крыльями. Очертания этого аппарата показались знакомыми. Точно! Это же "летающая теплица" Юрия Ермакова - известный по репортажам на YouTube самодельный летательный аппарат из сотового поликарбоната, собранный любителем в гаражных условиях и успешно поднявшийся в небо.
К слову, самолеты, прибывшие из Тюмени, тоже можно без труда отнести к раритетам. Спортивный моноплан Як-55 разрабатывался в СССР для участия в соревнованиях по высшему пилотажу. На сегодняшний день в стране осталось лишь девять крылатых машин этого типа.

Биплан Pitts 12 - это пилотажный самолет, разработанный в 90-х годах авиаконструктором Кертисом Питтсем. На сегодняшний день в РФ есть лишь одна готовая к полетам машина этого типа, и она базируется на аэродроме тюменской команды.

Увидеть эти и другие воздушные суда во всей красе участники и гости слета смогли 1 июля. Ярким номером стало выступление "хозяев" посадочной площадки - внештатной пилотажной группы аэродрома Первушино. Летчики на сверхлегких самолетах выполнили проходы строями "стрела" и "ромб", а также эффектное расхождение встречными курсами.

Выступление отца и сына Голубцовых из "проекта Слобода" вызвало особый восторг у публики - программа включала сложные и зрелищные элементы пилотажа, включая полеты парой, выполнение "бочки" на предельно малой высоте, проходы над ВПП скольжением (проще говоря - "боком"). Дымовые установки, смонтированные под капотами сделали трюки особенно красочными.
Мастерство тюменцев и уникальность техники оценило и конкурсное жюри. Як-55 удостоился диплома как лучшее воздушное судно СЛА-2017 из числа снятых с производства.
"Круг почета" по летному полю в автомобиле ГАЗ-69
Сами представители "проекта Слобода" сочли дебютное выступление успешным. Как отметил его руководитель Александр Гловацкий, в следующем года команда намеревается повторно принять участие в слете и превзойти себя. В планах спортсментов увеличить число самолетов в пилотажной группе и подготовить для зрителей следующего слета еще более захватывающую программу выступления.