Posted 28 июля 2017,, 06:44

Published 28 июля 2017,, 06:44

Modified 11 ноября 2022,, 20:01

Updated 11 ноября 2022,, 20:01

Профессиональный спорт в Тюмени: жить приходится по средствам

28 июля 2017, 06:44
Скандал с невыплаченными 10 миллионами рублей премиальных бывшим игрокам и тренеру футбольного клуба «Тюмень», который привлек внимание вице-премьера Мутко и следственного комитета, заставил задуматься о финансовом хозяйстве регионального спорта в принципе. Экономика в этой сфере в России, пожалуй, одна из самых непрозрачных на сегодняшний день. Особенно это касается футбола, где денег крутится больше всего.

Скандал с невыплаченными 10 миллионами рублей премиальных бывшим игрокам и тренеру футбольного клуба «Тюмень», который привлек внимание вице-премьера Мутко и Следственного комитета, заставил задуматься о финансовом хозяйстве регионального спорта в принципе. Экономика этой сферы в России, пожалуй, одна из самых непрозрачных на сегодняшний день. Особенно это касается футбола, где денег крутится больше всего.

Была, например, в 90-е в одном из футбольных клубов такая история: после неудачного сезона сотрудники возмутились тем, что руководство выписало себе премии на несколько сотен тысяч рублей, и потребовали объяснить такой неэтичный с корпоративной точки зрения поступок. Но не мог же им генеральный директор рассказать, что эти деньги пошли на «работу» с судьями, а по расходам их надо было как-то провести через бухгалтерию. И сегодня историй, когда с космическими бюджетами на спорт затевают всевозможные махинации, хватает.

Обывателям сложно понять, почему даже на таком уровне как Национальная футбольная лига на содержание клубов и зарплаты игроков тратятся гигантские деньги (по разным оценкам, претенденты на выход в РФПЛ закладывают смету до миллиарда рублей в год и более). Недавно директор ФК «Тюмень» Александр Попов признался, что самая большая зарплата в команде — 250 тысяч рублей. Большинство из нас с легкостью согласились бы на такой оклад. Но в профессиональном футболе, будем называть вещи своими именами, это копейки. В прошлом году в ФНЛ за московское «Динамо» выступал бывший форвард сборной России Павел Погребняк, который, если верить спортивным СМИ, по контракту получал 1,8 миллиона евро в год. Так что, если сравнивать с другими, тюменский профессиональный спорт в кои-то веки живет относительно скромно и по средствам.

Увы, такой подход не способен обеспечить выдающихся прорывных результатов в игровых видах спорта, где деньги играют колоссальную роль. И те, кто хочет что-то выиграть, вынуждены подчиняться законам рынка. Не выдержишь гонку зарплат и текущих расходов — вылетишь в низшую лигу. И те же болельщики будут писать петиции, устраивать митинги с требованиями спасти большой футбол/хоккей/баскетбол (нужно подчеркнуть) в родном городе.

Старт очередного футбольного сезона этим летом вызывает тревогу. «Тюмень» лишилась своего капитана и лидера атак Хасана Мамтова, который решил использовать последний шанс поиграть в РФПЛ, перейдя в «Анжи». Мамтов честно отыграл в Тюмени несколько сезонов, внеся весомый вклад в закрепление команды в ФНЛ. И заслужил, чтобы его отпустили. Потеряв ведущих игроков, «Тюмень» очень неудачно стартовала в чемпионате ФНЛ, опустившись на последнее место. Проблема в том, что полноценную замену ушедшим клуб на своих финансовых условиях не найдет. Тем более что выбор мастеровитых игроков в ФНЛ очень ограничен. Менять эти условия ФК «Тюмень» не волен — бюджет клуба по сути формируется из одного источника. Имя ему — «Сибур».

Покровительство «Сибура» — заслуга губернатора Якушева, чья принципиальная позиция: региональный бюджет не должен участвовать в финансировании профессионального спорта. Многим жителям региона она близка. Однако пока кроме «Сибура» привлечь к финансированию большого спорта в общем-то некого. Хоть Тюмень и числится до сих пор столицей нефтегазоносного края, на самом деле здесь практически нет налогоплательщиков, способных всерьез поучаствовать в финансировании этой отрасли.

К примеру, когда в 2015 году, в разгар кризиса, «Сибур» принял решение существенно сократить непрофильные расходы, это едва не привело к закрытию хоккейного клуба «Рубин», а бюджет «Тюмени» был сокращен почти вдвое. И сейчас он один из самых скромных в лиге. Год назад Александр Попов объявил, что смета расходов на сезон составляет 120 миллионов рублей или чуть более двух миллионов долларов. Это половина зарплаты Александра Кокорина в питерском «Зените» (согласно данным Forbes).

Между тем, руководство области сохраняет верность принципам, вкладываясь исключительно в инфраструктуру. Так, полностью реконструирован стадион «Геолог», который стал одной из лучших футбольных арен в ФНЛ. Появился шикарный легкоатлетический манеж и несколько других современных спорткомплексов. Центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» с недавних пор считается лучшим биатлонным стадионом если не в мире, то в России точно. А если бы не кризис, возможно, сегодня уже полным ходом шло строительство ледового комплекса, соответствующего требованиях КХЛ. Во всяком случае, планы такие были.

Может быть, хотя бы таким образом удастся создать условия для появления собственных сильных спортсменов. Пока Тюменской области в основном приходится приглашать прославленных атлетов выступать за наш регион. Так было, например, с призерами Олимпийских игр Юлией Ефимовой и Русланом Тотровым. На соревнованиях они представляли Тюменскую область (естественно, не бесплатно), но сами тут практически не бывали, не говоря уже о том, что родились и сформировались как спортсмены в других местах. И опять же контракты со звездами обеспечиваются в основном за счет спонсоров, а власти лишь создают условия. Пожалуй, больше всего шансов у нас кого-то вырастить сегодня в биатлоне. И, наверное, это самый разумный путь. Заезжий «гастролер» получил свое по контракту и отбыл дальше. А стадион, спорткомплекс, трек, манеж прослужат региону много десятилетий.

Но вернемся к «Сибуру», который в финансировании большого спорта в Тюмени, как говорится, «наше все». Как поделился источник в футбольном клубе, холдинг ежегодно выделяет определенную сумму на поддержку спорта, а спортивный департамент совместно с федерациями и клубами уже распределяют ее в зависимости от конкретных нужд. Например, когда «Тюмень» вышла из второй лиги в ФНЛ, отмечает собеседник, возник вопрос, от чего «отщипнуть», чтобы добавить денег футболистам. К примеру, по финансовым соображениям на грани расформирования оказалась женская команда по мини-футболу. А в МФК «Тюмень» избавились почти от всех легионеров, взяв курс на собственных воспитанников.

На чем еще могли бы зарабатывать профессиональные клубы в Тюмени? Если забыть про такую статью доходов как продажа телеправ (в России этот рынок по сути отсутствует), то единственный шанс — трансферы. Выращиваешь талантливого игрока и продаешь его в большой клуб за хорошие деньги. Но и этот бизнес у нас не работает. С талантами сейчас вообще в России проблемы. Да и трансферная стоимость игроков в низших лигах очень невысока, на ней особо не заработаешь. А в хоккее так и вовсе практикуется откровенное «воровство», когда игроков «Рубина» переманивают в другие клубы без всякой компенсации, и эти вопросы никак не регулируются в правовом поле. Про доходы от продажи билетов и атрибутики помолчим. Так что остается уповать на благосклонность меценатов.

Стоит заметить, что «Сибур», согласно отчетности, помимо ФК, ВК, МФК «Тюмень» и ХК «Рубин» в последние годы оказывал финансовую поддержку баскетбольным клубам из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, футбольному клубу из Дзержинска, хоккеистам «Югры», волейбольному клубу «Самотлор», а также детским спортивным школам и центрам в Воронеже, Тольятти, Перми, Нижневартовске, Нягани, Тобольске, федерациям современного пятиборья, кикбоксинга и много еще кому. Дай бог, чтобы нефтехимический гигант не принял однажды решение отказаться от своих социальных обязательств, это все-таки бизнес, и прибыль прежде всего. А времена в экономике смутные и малопредсказуемые. Иначе тюменским командам придется играть на «первенство водокачки». В футболе такое у нас уже было.

Текст: Есен Абилькенов. Фото: Анастасия Ильина

"