Posted 31 мая 2018,, 14:08

Published 31 мая 2018,, 14:08

Modified 11 ноября 2022,, 20:18

Updated 11 ноября 2022,, 20:18

Эксперты: Тюмень готова к всплеску спроса на беспилотные летательные аппараты

31 мая 2018, 14:08
В ближайшие годы в России может произойти всплеск на рынке авиационных услуг с применением беспилотной авиации. По оценкам экспертов, объем спроса в этом сегменте может многократно вырасти уже к 2025 году. Сможет ли бизнес Тюменской области удовлетворить новую для экономики потребность — выяснял портал NashGorod.ru.

Как отметил в программе «Бизнес-вектор» на РБК председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, за прошедшие два года в России выросло число объектов, для обслуживания которых оптимально использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). «Рынок изменился кардинально. За последние два года, если брать квадратные километры лесов и земельных участков, протяженность газо- и нефтепроводов — эти показатели увеличились в десять раз. В восемь раз увеличилось количество разрешений на полеты беспилотников», — отметил он.

В то же время крупные инвесторы пока с осторожностью относятся к вложению средств в новое для России направление. Представители тюменского бизнес-сообщества подчеркивают, что несмотря на очевидный прогресс в развитии отрасли, беспилотная авиация все еще находится на стадии зарождения.

На «предварительном старте»

Беспилотная авиация в России пока развита слабо. «Это проблема не только нашей страны — потенциал современных авиатехнологий не используется на 100% практически нигде. Достаточно того факта, что в мире сегодня лишь одна компания производит такие аппараты крупными сериями — китайская фирма DJI. Все остальное — это либо мелкие серии, либо прототипы, либо штучная продукция», — считает предприниматель Антон Васильев, запустивший в городе стартап, связанный с беспилотниками.

«Потенциал в то же время огромный, — пояснил инсайдер — это и аэрофотосъемка, и малые грузоперевозки, и патрулирование лесов, и профилактика нарушений ПДД. Определенные шаги экономика уже сделала — мультикоптеры и самолеты с камерами уже не воспринимаются как экзотика, но действительно массовое их применение начнется лишь в перспективе ближайших 5-10 лет», — добавил он.

Подтверждением слов эксперта служат данные портала госзакупок. Так, согласно официальным сведениям, на услуги по воздушному патрулированию лесов региона из бюджета было выделено 11,9 миллионов рублей. За эту сумму подрядчик обязался выполнить серию вылетов общей продолжительностью 340 часов, стоимость каждого летного часа, таким образом, превысила 35 тысяч рублей. «Эта сумма ($563 в час - прим. ред.) велика по мировым меркам даже для авиации общего назначения. Применение же беспилотников могло в разы снизить расходы и сэкономить налогоплательщикам немалые деньги. Но на текущем уровне развития рынка уделом компаний, занимающихся БПЛА, пока остается кратковременная съемка строительных объектов, массовых мероприятий, городских событий», — отмечает специалист.

Сдерживающие факторы

Одним из ключевых обстоятельств, сдерживающих инвесторов от вложения средств в массовое производство БПЛА, тюменские предприниматели называют административные барьеры — Российская Федерация пока слишком далека от логичных европейских стандартов регулирования воздушного транспорта, что негативно влияет на всю авиационную отрасль в целом.

Как сообщал NashGorod.ru ранее, за минувшие три года в России более 10 раз вносились поправки в воздушный кодекс. Как минимум три раза изменения касались беспилотных летательных аппаратов, причем в декабре 2015 года легкие БПЛА де-факто оказались вне закона — устройства массой более 300 граммов требовалось регистрировать в Росавиации, причем управлять ими легально могли лишь обладатели пилотских свидетельств. Позже требования смягчились — сложную бюрократическую процедуру сделали необязательной для владельцев дронов и беспилотных самолетов массой до 30 килограммов, однако, как показал мини-опрос, владельцы БПЛА опасаются повторного перехода властей к политике «затягивания гаек».

Сложности возникают и в смежных вопросах — дело в том, что беспилотные летательные аппараты нуждаются в высокочастотной радиосвязи с оператором, находящимся на земле. Посредством беспроводного канала аппарат передает основные летные данные, а также получает управляющие сигналы. Тем не менее, в России действуют жесткие ограничения на мощность радиопередатчиков, использование которых возможно без регистрации. Применение же на борту более серьезных радиоэлектронных средств, позволяющих эксплуатировать БПЛА, находящийся на большом расстоянии от точки запуска, требует оформления специальных разрешений.

Важно и то, что в России до сих пор слабо развита электронная промышленность, продукция которой необходима для производства беспилотных машин. «У нас фактически нет отечественной продукции для беспилотников. Собирая тот же дрон, мы неизбежно будем приобретать импортные детали — двигатели постоянного тока, контроллеры, гироскопические датчики. Выпускать в Тюмени даже пластиковые рамы и кожухи пока затруднительно — компании, занимающиеся литьем полимерных изделий, у нас отсутствуют как таковые», — пояснил Антон Васильев.

Векторы роста

2018 год может стать важной точкой развития для российского воздушного транспорта. Впервые за много лет появились предпосылки к смягчению политики государства в отношении авиации общего назначения — в ближайшее время владельцы легких частных самолетов смогут получить право на коммерческую деятельность. Определенные изменения произошли и в сфере беспилотной авиации.

«Есть дорожная карта, утвержденная правительством, и по которой сейчас будет совершенствование процедур, в том числе в законодательном плане. К лету 2019 года, я полагаю, что будет вопрос решен по упрощению режима секретности, по упрощению процедур получения разрешения на полеты, сроков получения, сроки, на которые дается это разрешение», — рассказал президент ТПП Сергей Катырин.

По оценкам экспертов, это приведет к росту потребности экономики в беспилотниках, причем к традиционным задачам, решаемым с помощью БПЛА добавятся и новые — дроны и самолеты будут применяться в малых логистических операциях, а также в сельском хозяйстве.

Сергей Катырин подчеркивает, что внедрение таких технологий в агросектор приведет к ощутимому росту эффективности. «Аграрию нужна моментальная информация. Вот сегодня взошли посевы - ему надо посмотреть, во-первых, как они взошли, во-вторых, есть ли там сорняки, нужно ли обрабатывать химикатами или это делать не стоит; стоит ли это делать сегодня или лучше подождать какой-то срок», — отмечает он.

«В перспективе ближайших 10 лет рынок беспилотной авиации вырастет в разы. Перспективы применения такой техники в России огромны, а рыночные ниши свободны. В случае, если отрасль получит необходимую поддержку, она сможет стать еще одним движителем экономики региона и государства в целом», — резюмировали тюменские эксперты.

"