Posted 30 января 2019,, 09:08

Published 30 января 2019,, 09:08

Modified 20 октября 2022,, 03:50

Updated 20 октября 2022,, 03:50

"Деревня жива, пока жив Алексеич". В тюменском селе остался один житель

30 января 2019, 09:08
В двухстах километрах от Тюмени в сторону Тобольска в поселке Советский живет всего один человек – Анатолий Кузнецов. В мае ему исполнится 70 лет. О том, как неравнодушные люди помогают «Алексеичу» выживать и радеют за сохранение вымирающего поселка - в репортаже «Нашего города».

Дорога в глубинку

Выживать в селе почти в одиночку тяжело, да и помощи ждать практически не от кого, но после операции Анатолию приходится еще труднее. Благо, что друзья не оставляют «Алексеича» одного.

Алексей Аверин и Алексей Савоськин рано утром отправляются из Тюмени, чтобы успеть на работу ко второй половине дня. Накануне стало известно, что Анатолию нужна медицинская помощь.

На утренней дороге машин немного, за пару часов Алексей Аверин домчал нас до Ярковского района, позади Ярково. Сворачиваем с трассы налево и доезжаем до села Сорокино, которое рядом с Тоболом. На реке оборудована зимняя переправа, дорога хорошая, видно, что почистили, следов не много, но есть свежие. Алексей Аверин говорит, видимо, «Алексеич» куда-то ездил, «а больше некому».

Еще несколько минут по ухабистой дороге, которая летом превращается в трассу для вездеходов, и мы въезжаем в поселок Советский. Вдали виднеется несколько домов. Алексей сигналом автомобиля сообщает о нашем приезде.

Небольшой домик из бревен, на вид недавно собранный. Алексей объясняет, его поставили Анатолию Алексеевичу пару лет назад, так как старый дом продувался всеми ветрами.

Внутри несколько кроватей, заваленных бельем. Сам Анатолий в потрепанной одежде уже почти собрался. На стопке матрасов под одеялом и курткой лежит его товарищ, тоже Анатолий, он будет за сторожа, пока хозяин в больнице.

Дом больше похож на охотничий домик, нежели на постоянное жилье. Из благ цивилизации - только печка, да электричество. В доме прохладно. Алексей Савоськин спрашивает, когда топил печь? Анатолий ответил, что с вечера была горячая. Сейчас же на плите печи сидит кот, греется.

Алексей Аверин тем временем рассказывает, что они в поселке уже давно дружат с «Алексеичем». С 2003 года они начали сюда приезжать отдохнуть на майские праздники: затянула природа с ее богатствами, а историй про эти места хватит не на одну книгу.

Здесь они построили себе небольшой дом, Анатолию помогли со стройматериалами и рабочей силой, чтобы поставить и ему новый домик.

Анатолий говорит, что живет здесь не один, у него еще две собаки, которые так и остались в старом доме, он только ходит их кормить.

После недолгих сборов - к машине. На «Алексеиче» старая осенняя куртка и поношенные спортивные трико. С собой только самое необходимое: пакет с вещами и документы в больницу.

«Прямо скажу, мне такая жизнь нравится»

По пути в Тюмень разговорились с Анатолием, он рассказал, почему живет как отшельник в поселке и не хочет переезжать.

- Приехал я сюда из под Нижнего Новгорода в 1975 году. Мы в этом поселке стояли, когда тянули нефтепровод. Здесь женился, да и остался. В свое время держали, и овец, и коров, но те времена давно прошли. 15 лет назад Анатолий расстался с женой, и с этого времени один.

Одним словом можно убить, так и в моей семье произошло. А детям дорога не закрыта.

Дети, по словам Анатолия, его не навещают. Хотя и звали переехать в Тюмень, но он отказался. Сейчас он даже не знает, есть ли у него внуки.

Последние постоянные соседи «Алексеича» съехали 5-6 лет назад.

- Жил там один фермер с дочерью. Построил овощехранилище своими руками. Но от него же и погиб. После его смерти все и съехали.

Как, оказалось, так легко доехать до поселка нам посчастливилось случайно. Во-первых, зимник только в это время года наиболее проходим. Дорогу действительно чистят, но не для Анатолия, здесь ездит технологический транспорт нефтяников, и вдоль дороги идет линия электропередач.

Недавно поставили знак населенного пункта, раньше хоть по поселку чистили, а теперь только до знака. Водитель грейдера сказал, что его накажут, если он дальше будет чистить дорогу.

Спрашиваем, как Анатолий добирается до ближайших населенных пунктов. Отвечает, что на стареньком УАЗе, который стоял у дома отшельника. Но сейчас возникли проблемы с аккумулятором, поэтому за Анатолием приехали товарищи.

У меня права просрочены, так что я дальше Сорокино не езжу. Там я пенсию получаю 10 тыс. Заплачу за все, продукты кое-какие покупаю, и обратно.

«Летом же, – говорит Алексей. – Здесь только на вездеходе проехать можно, дорога убитая, колея непроездная, а если дождь пройдет, то вообще тяжело пройти». А кроме того на Тоболе летом работает переправа в двух местах. Иногда переправа снимается, и на другой берег уже не попадешь.

Только по чистой случайности в августе прошлого года к Анатолию попала скорая помощь из Ярково. Алексей вызвал скорую после звонка друга: «Пехоте» (Анатолий служил в пехотных частях в ГДР, за что и получил это прозвище) плохо, нужно везти в больницу.

«А я как раз ехал на работу и не мог все сразу бросить, поэтому набрал 112, а потом для надежности в больницу Ярково позвонил, где сказали, что им уже сообщили, и отправили машину», - рассказывает Алексей Аверин.

Анатолий же добавил, вызвали бы они скорую на день позже, как раз прошел дождь, то его бы уже выносили вперед ногами из дома. Потому что скорая вообще бы не доехала.

В Ярково ему сделали полостную операцию на брюшной полости, и почти сразу хотели отправить обратно домой. Но Алексей Аверин и Алексей Савоськин позвонили, и в больницу, и другим «нужным» людям в Ярково, чтобы «Алексеич» полежал в больнице, полечился.

В больнице Анатолию предлагали написать заявление в дом престарелых. Он отказался.

Все спрашивают, нравится ли мне такая жизнь, я прямо скажу нравится. Вот Мазурово, (соседняя деревня в 10 км) что я там живу (в поселке Советский), что в этой деревне - все по одному живут, и что приезжие из Тюмени, хоть деревня большая, где народ? Никого не найдешь. А здесь я помру, дак меня быстрей заметят.

Он признался, когда ему плохо, выходит и садиться в машину, там, он считает, его быстрее найдут. Мимо ходит много грибников, он никогда никому в помощи или приюте не отказывает.

Пока Анатолий Кузнецов рассказывал историю жизни в одиночку в поселке, наш автомобиль добрался до Тюмени. Алексей Савоськин помог ему заполнить документы в приемном отделении больницы "Водников". Врачи осмотрели пациента и определили для дальнейшего обследования и лечения.

«Погибнет деревня, погибнет и Россия»

Между тем, друзей Анатолия беспокоит не только здоровье друга, но и судьба поселка. Им не понятна политика Тюменского правительства в отношении села.

Ежеквартально Тюменская областная Дума принимает решения о ликвидации сельских населенных пунктов. Это политика по уничтожению села в России, а если место освобождается, на него могут прийти другие, например китайцы. Алексей Савоськин.

Алексей Аверин видит в поселке огромный потенциал, как для развития сельского хозяйства, так и для рекреационного туризма.

В поселке много техники, причем рабочей. Приезжай, живи, оформляй землю в собственность, развивай собственное дело.

Нам удалось связаться еще с одним бывшим жителем поселка Николаем Булашевым. Он рассказал, что для него этот населенный пункт место памяти и благодатное место, куда он приезжает для отдыха от городской суеты. Именно он "заразил" этим поселком и Алексея Аверина. Ему жалко, что с забвением поселка пропадет и история его жителей.

Например, в этом поселке жили, по словам Николая, родители областного депутата Владимира Пискайкина. И даже существует книга земляков этого поселка – «Советские».

Это был крупный поселок, здесь даже детский дом был. Представьте, сколько через него людей прошло. Есть плодородная земля, лес дает дичь, грибы, ягоды.

По рассказам Николая, в соседней деревне во время сезона грибов приезжает автомобиль и принимает белый гриб, доходило до нескольких тонн в день.

Но, видимо, в будущем от поселка останется только одна книга.

"