Posted 25 декабря 2012,, 11:27

Published 25 декабря 2012,, 11:27

Modified 11 ноября 2022,, 20:19

Updated 11 ноября 2022,, 20:19

Всеволод Емелин: Стихами сегодня ничего не разожжешь

25 декабря 2012, 11:27
Тюмень посетил поэт Всеволод Емелин. На минувшей неделе он читал в стенах университета свои стихи, рассказывал, чем обязан выпускникам ТюмГУ и отвечал на вопросы студентов о поэтах, читателях и цене слова.

Конкурс «Книга года» в Тюмени, как всегда, превратился в небольшой книжный фестиваль. Каждый год благодаря кафедре издательского дела и редактирования ТюмГУ тюменцы встречаются с лучшими современными авторами. В этом году в наш город приехали сербский писатель Горан Петрович и российский поэт Всеволод Емелин.

Тюменскому университету Емелин, по его собственным слова, обязан «выходом в люди»: «Филологический факультет этого университета заканчивал Мирослав Немиров, один из моих крестных отцов в литературе. Он был связующим звеном между моими текстами и издательством „Красный матрос“. И второй человек, который издал в своем издательстве „Ракета“ две моих книжки — „Роптания“ и „Спам“ — это выпускник факультета романо-германской филологии Владимир Брунов. Хотя я всячески отговаривал его печатать мои книжки. Если вещь делается, она должна делаться профессионально, а издательство „Ракета“ профессионально этого не делало». «Не в том дело, что я с уважением отношусь к тому, что я пишу — к этому, конечно, нельзя относиться с уважением», — прибавляет он. Всеволода Емелина называют мастером двойной самоотрицающей иронии. Он не только пишет несерьезно-серьезные стихи, но и о себе как о поэте отзывается тоже иронически. «Издавая качественную, тиражную литературу, не забывайте о нас, графоманах. Если у вас будут небольшие лишние деньги, которые не жалко выбросить, издайте поэта тиражом 500–1000 экземпляров, и он вам по гроб жизни будет благодарен, — обратился он к студентам, будущим издателям. — А платить ему не надо — это развращает. Я, когда мне стали платить за стихи, схалтурился полностью».

Отвечая на вопрос о литературных учителях, Емелин называет Блока: «На него нужно вовремя попасть и потом идти с ним путем взросления. В 13 лет, период мучительного полового созревания, очень хорошо идут стихи о прекрасной даме. Тогда Блок произвел на меня огромное впечатление, мне так понравилось, что можно рифмовать все эти ажуры — пурпуры. Второй шаг — ближе к 30 годам, когда немного расправил плечи, это уже период его городских стихотворений: „Кармен“, „Снежной маски“. И ближе к старости, когда чувствуешь, что жизнь достала, очень хорошо идет „Двенадцать“».

Из достойных внимания современных поэтов Емелин называет Веру Полозкову: «Она сделала великое дело: после 25 лет нечитания стихов прорвалась к читателю». Впрочем, ситуация поэта в начале XXI века все равно непростая:

«Сколько поэтов, столько ситуаций. Я не большой специалист по современной поэзии, я не тусуюсь, у меня мало друзей в кругу современных поэтов… Но, во-первых, это ярмарка тщеславия. Поскольку практически никому денег это не приносит, это борьба гордынь в чистом виде. И нет никаких материальных стимулов. „Включили тебя в список ста современных поэтов или не включили?“, „А обо мне была статья в журнале „Новый мир“, а о тебе не было!“ — вот ради этого тратятся огромные эмоциональные силы, ради этого пишутся хорошие и плохие стихи. Во-вторых, беда в том, что читатель практически исчез. Сейчас благодаря подвигам Веры Полозковой и, может быть, Дмитрия Воденникова и Дмитрия Быкова какой-то читатель появляется, но это все еще может опять раствориться. Все хотят писать стихи, но никто читать их не хочет. В-третьих, мучительные поиски, о чем бы писать, как и в любом другом виде искусства эпохи постмодернизма. Вроде как все хорошие стихи уже написаны, и судорожно надо придумать, чем бы трудящихся удивить».

Между ответами на вопросы Емелин читал свои стихи:

«К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина»

«На смерть леди Дианы Спенсер»

«Есть два типа стихов, которые я писал: для души — хорошие стихи, собранные в ранних книжках, и стихи, которые я пишу сейчас, исключительность на заказ. Когда я писал для души, появлялась какая-то одна фраза, какой-то мотивчик. И я ее крутил в голове, потом к ней присоединялась еще… Писал очень редко, у меня в год выходило стихотворений 7–8, что очень мало для того, чтобы называть себя стихотворцем. А не так давно был период, когда я работал в трех изданиях: двух сетевых и одном бумажном, в результате я должен был писать три текста в неделю на актуальные темы. Ну и тут, вы сами понимаете, садишься к телевизору или лезешь в Интернет на новостную ленту и судорожно пытаешься придумать рифму к слову „коррупция“… Это уже совсем другой способ писания, и результаты другие»

Последние стихи сложились в цикл «Болотные песни».

«Моя революция»

Среди лирических героев Емелина — «скинхеды» и гастарбайтеры. Студенты интересуются: «Не боитесь разжечь межнациональную войну?». Но, как видно из описанной ситуации поэта, что-то разжечь стихами сегодня сложно: «Национальная рознь либо есть, либо нет, она не зависит от того, что пишут. Она возникнет не оттого, что о ней прочтут в текстах, наоборот, о ней напишут тексты, если она в каком-то виде существует. Я, по-моему, маленький очень человек, чтобы ее разжечь. И тем более стихов сейчас никто не читает. Вот если бы я был Филиппом Киркоровым… А стихами сейчас ничего не разожжешь. Книжки же со стихами никто не читает, они даже начальству не интересны: это не то место, где деньги крутятся. В обществе постмодернизм цена слова девальвирована, оно очень мало влияет на окружающую действительность».

"