Posted 24 декабря 2017,, 06:14

Published 24 декабря 2017,, 06:14

Modified 11 ноября 2022,, 20:06

Updated 11 ноября 2022,, 20:06

Сергей Катырин: российским производителям одежды трудно конкурировать с «серым» рынком

24 декабря 2017, 06:14
Глава Торгово-Промышленной палаты РФ Сергей Катырин констатировал рост рынка отечественной одежды на 6,4%. При этом руководитель крупнейшего в стране союза предпринимателей подчеркнул, что развитие российской легкой промышленности сдерживает целый ряд факторов, включая так называемый «серый импорт».

Как сообщает РБК, доля продукции отечественного производства в ассортименте магазинов одежды пока остается небольшой — 90% изделий на полках и витринах произведены за рубежом. Совокупный объем рынка превышает один триллион рублей, но при этом общая стоимость продукции, произведенной в РФ — 126 миллиардов.

Существенная часть спроса на одежду сосредоточена в столице и регионах «золотой десятки», включая Тюменскую область. Как показал мини-опрос NashGorod.ru, в среднем тюменцы обновляют гардероб раз в 2–3 месяца. Ежегодные расходы на покупку одежды варьируются в пределах от 30 до 50 тысяч у мужчин и от 50 до 120 тысяч у женщин. Тем не менее рынок следует общефедеральному тренду — большая часть обновок, приобретенных респондентами за последний год, сшита или связана в Турции либо в странах Южной Азии. Изредка в списках производителей фигурируют центральноазиатские республики и государства-члены ЕС.

Легкопромышленная стагнация

Анализ местного рынка легкой промышленности поддтолкнул к еще одному выводу — в Тюмени и области нет производства одежды и тканей как такового. Построенный еще в СССР камвольно-суконный комбинат «Кросно» в настоящее время не выпускает продукцию. В реестре юрлиц основным видом деятельности предприятия значится аренда площадей и помещений.

Родственная тюменскому КСК компания «Петровский кафтан», серийно выпускавшая костюмы, также прекратила работу. Как рассказала Лариса Петровская, руководившая предприятием, фирма не была убыточной, однако деятельность все же пришлось остановить из-за причин административного характера. В то же время, по оценке предпринимателя, продукция пользовалась спросом. «Мы использовали натуральные ткани, работали на полноценном промышленном оборудовании, не применяли кустарных методов. Работу прекратили в 2011 году, но я до сих пор регулярно вижу людей, носящих нашу продукцию. Костюмы не теряют товарного вида», — поделилась она.

«Объемы производства в 2009–2011 году позволяли своими внутренними ресурсами удовлетворить спрос всех тюменцев — город можно было спокойно одевать. Мы участвовали в ярмарках, выезжали в северные регионы, Челябинскую область, Екатеринбург, Омск», — добавила Лариса Петровская.

Несмотря на некогда успешную работу «Петровского кафтана», перспективы появления схожего предприятия в областном центре в ближайшие годы предприниматель оценила скептически, пояснив, что производство этого плана достаточно специфично, и инвестиции — далеко не ключевой фактор на пути к успеху. «Существуют кадровые проблемы, нужны специалисты. Нужны ресурсы, которые придется заново собирать воедино. Здесь потребуются усилия не только со стороны коммерческих деятелей, но и со стороны государства», — добавила она.

Перспективы есть

При всей сложности ситуации в отрасли, в отдельных регионах России продолжают успешно функционировать местные производители одежды, успешно конкурирующие с импортными игроками рынка.

По данным программы «Бизнес-вектор», в Пскове действует один из крупнейших производителей, оборот которого превышает 1,1 млрд рублей в год. Чистая прибыль при этом превышает 100 миллионов. Шить изделия приходится, тем не менее, из импортного сырья — используются ткани итальянских производителей. Также крупные предприятия сосредоточены и в других субъектах центрального округа.

Всего, по статистике Минпромторга, в 2016 году в стране выпущено 4 миллиона костюмов. Чуть меньше — платьев и сарафанов. 116 миллионов трикотажных изделий. 213 миллионов пар чулочно-носочной продукции и 1,2 миллиона пальто и полупальто. Этот сегмент, по данным Росстата, единственный, кто в прошлом году сокращал выпуск, а в этом не демонстрирует роста. На фоне агрессивной торгово-маркетинговой стратегии, проводимой зарубежными производителями, такие показатели эксперты воспринимают с оптимизмом.

Торгово-Промышленная палата, в свою очередь, заявляет о готовности поддерживать отечественного производителя. «У нас есть специальная комиссия общественная, которая анализирует все поступившие проекты для Фонда развития промышленности. Мы помогаем их довести до читабельного уровня для комиссии Фонда развития промышленности, пишем свои рекомендации и отстаиваем на большом совете. Там больше ста проектов, которые мы туда выдвинули — и они профинансированы уже», — рассказал президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Усилия объединения приносит свои результаты. Как сообщает РБК, в 2017 году в России открыто два новых крупных швейных производства — в Ингушетии и Ивановской области. Объём частных вложений составил 750 миллионов рублей. Владельцы фабрики под Иваново планируют создать на её основе швейный кластер, стоимостью в полтора миллиарда рублей.

"