Пернатая угроза: к чему может привести столкновение самолета с птицей?

Пернатая угроза: к чему может привести столкновение самолета с птицей?

24 ноября 2016, 15:02
Общество
Евгений
В окрестностях аэропорта Рощино ликвидировали несанкционированную свалку. По данным транспортной прокуратуры, мусор, лежавший на незаконном полигоне, привлекал птиц, что сказывалось на безопасности полетов. Как влияет «пернатая угроза» на работу воздушной гавани, и есть риски у тюменских авиапассажиров, выяснял корреспондент NashGorod.ru.

Свалки возле аэродромов — одна из тех авиационных проблем, которые регулярно мелькают в заголовках федеральных и региональных СМИ. Дело здесь не в экологии и даже не в угрозе возгорания мусора. Складирование отходов привлекает пернатых обитателей неба и ухудшает так называемую орнитологическую обстановку. Иначе говоря, вылетающие и заходящие на посадку воздушные суда рискуют столкнуться с птицей.

Предкрылок Airbus A320 после столкновения с птицей. Источник: avherald.com

Для многих людей незнакомых с авиацией слова о «пернатой угрозе» могут звучать забавно. Помнится, еще в детстве мы обсуждали в начальной школе: «что будет, если лайнер столкнется с вороной?» Тогда в мальчишеской компании мы решили, что птицу просто отбросит, а экипаж даже не заметит происшествия. Отчасти мы были правы — часть столкновений заканчивается похожим образом. Впрочем, даже в этом случае на обшивке лайнера остаются следы. Скорость в момент захода — не менее 200–220 километров в час (для Boeing 737–800 при массе около 70 тонн и полностью выпущенных закрылках — 280 км/ч), распространенная птица семейства врановых весит не менее 700 граммов. Вспомнив закон сохранения импульса, можно пересчитать по пропорции энергию удара — она равносильна столкновению с половинкой кирпича, летящей со скоростью автомобиля.

Носовой обтекатель Boeing 737–800 после встречи с пернатым обитателем неба. Источник: 4.bp.blogspot.com

О птицах предупреждают всегда

Интересующиеся читатели, которым доводилось слышать слова речевого автоинформатора тюменской воздушной гавани, могли обратить внимание на фразу: «перелет птиц в районе аэродрома». Это уведомление передается каждому вылетающему и заходящему на посадку борту. По словам владельцев радиосканеров и знакомых пилотов, о «пернатой угрозе» предупреждают всегда. Значит ли это, что без «птичьего» риска не обходится ни один перелет?

На этот вопрос некоторое время назад ответила пресс-секретарь аэропорта Рощино Екатерина Шарапова во время споттинг-сессии в октябре. «Орнитологическая обстановка в Тюмени удовлетворительная. У нас нет таких проблем, как в Кургане, Челябинске и Екатеринбурге. Извещение об угрозе столкновения с птицами передается всегда — это общепринятая практика», — объяснила она.

Меньше свалок — меньше птиц

Достичь высокого уровня безопасности в Рощино удается, благодаря слаженной работе сотрудников предприятия и правоохранительных органов. Авиаторам и представителям прокуратуры периодически приходится бороться со скоплениями мусора в районе аэродрома. В 2015 году суд по иску надзорного ведомства обязал ликвидировать залежи отходов на полигоне ТБО «Московский». Крупная свалка находилась в опасной близости от траектории полетов. Предположительно, это обстоятельство стало причиной проблем, с которыми годом ранее пришлось столкнуться авиакомпании «Ямал» — 2 октября 2014 птица угодила в силовую установку одного из бортов. Аналогичный случай происходил в 2012 году — авиалайнер Boeing 737–500 того же перевозчика получил повреждения первого (левого) двигателя, столкнувшись с птицей при взлете.

Как распугивают птиц на летном поле?

За тем, чтобы в районе аэропорта не появлялись места, привлекающие птиц, следят надзорные органы. На днях, 22 ноября, тюменская транспортная прокуратура сообщила о выявлении в 4,6 километра от летного поля залежей мусора. Отходы находились в карьере на земельном участке, принадлежащем ЗАО «Производственно-аграрная компания «Луговская». По иску правоохранителей суд обязал собственника очистить территорию и ликвидировать свалку.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter