Posted 23 сентября 2015,, 06:32

Published 23 сентября 2015,, 06:32

Modified 11 ноября 2022,, 20:24

Updated 11 ноября 2022,, 20:24

«Римейк» экспедиции Kon-Tiki: тюменский врач отправится на плоту через Тихий океан

23 сентября 2015, 06:32
Уже в ноябре в далекой южноамериканской стране Перу стартует экспедиция на плотах Kon-Tiki II в память о великом норвежском путешественнике Туре Хейердале, который точно таким же образом в 1947 году пересек Тихий океан на одноименном плоту, достигнув архипелага Туматоу. К «римейку» великой экспедиции присоединится и тюменский врач, основатель и руководитель группы компаний NEO Сергей Гольцов.

На прошедшей вчера «дружеской встрече», как он сам ее назвал, ученый, исследователь стволовых клеток и разработчик уникального ранозаживляющего «Цельгеля», рассказал тюменцам, что ждет его в путешествии по южным широтам и каким образом он присоединился к команде исследователей.

Экспедиция, которая частично повторит путь знаменитого Хейердала обещает стать одним из самых значительных событий в истории морских путешествий. Автор и основатель проекта — соотечественник Хейердала, норвежский журналист и писатель Торгейр Хиграфф. Kon-Tiki II станет его второй экспедицией от берегов Перу по Тихому океану после плавания на плоту «Тангароа» в 2006 году.

На этот раз путешественник берет с собой внушительный интернациональный экипаж из 17 единомышленников — журналистов и ученых со всей планеты. В списке участников, к примеру, ведущий телеканала Discovery Лес Страуд, один из директоров компании Opera Software и даже внук знаменитого Тура Хейердала. В отличие от первого «Кон-Тики» в плавании примут участие и несколько женщин.

Разумеется, серьезная экспедиция не может обойтись без судовых врачей. Их Торгейр Хиграфф решил набрать среди русских медиков, отдавая дань дружбе Тура Хейердала с советским врачом и путешественником Юрием Сенкевичем.

В итоге путем онлайн-анкетирования были отобраны две кандидатуры. Первую половину пути, с 1 ноября, экспедицию будет сопровождать Борис Романов, врач-анестезиолог Центра эндохирургии и литотропсии академика Бронштейна из Москвы. Когда плоты доберутся до острова Пасхи 1 января, его сменит Сергей Гольцов. Плоты отправятся в обратный путь через «ревущие сороковые» широты и спустя три месяца, в марте 2016 года, по плану должны причалить к берегам Южной Америки.

Вторая часть экспедиции, отметил Сергей Гольцов, будет в разы сложнее и длинее первой. «Никто никогда не переходил под парусом на плотах этот маршрут. Восточно-австралийское течение сразу снесет нас на тысячу морских миль на юг, где нас должно подхватить Южно-Тихоокеанское течение, — прокомментировал Сергей. — Самый опасный и сложный участок — это перейти в Перуанское течение, которое вернет нас в любую точку Южной Америки, какая нам будет удобна. Если не получится, плоты снесет к мысу Горн и придется эвакуироваться».

По собственному признанию тюменец попал в экспедицию «случайно» — просто заполнил анкету и записал видеообращение к организаторам, а потом сильно удивился, когда ему пришло подтверждение. Впрочем, в «дружеской беседе» Сергей скромно умолчал свои прошлые заслуги и навыки: десять лет плавания, занятия дайвингом и колоссальный опыт путешествий. Некоторое время тюменский врач провел в Африке, а также среди каннибалов Папуа — Новой Гвинеи в составе научной экспедиции «Живая параллель EXPERIENCE». Иными словами, «случайный» выбор Хиграффа оказался, мягко говоря, не случайным. Впрочем, как отметил сам Сергей, несмотря на свой врачебный опыт, ему все равно пришлось интенсивно готовиться к будущему путешествию, осваивая навыки оказания экстренной помощи.

В августе Гольцов и Романов прошли подробное тестирование в Норвегии, в Национальном госпитале морской медицины. Россияне не ударили в грязь лицом перед норвежскими коллегами и даже заслужили звание crazy russian doctors. Борис Романов в отработке одного из сценариев болезни собрался провести аппендэктомию «условному пациенту» прямо на «условном плоту», чем привел в неописуемое изумление норвежских экзаменаторов. Сам Борис, правда, скромно сослался на трудности перевода, мол, он просто хотел списать больного на берег и уже там им заняться.

К слову, примерно то же самое был готов проделать Юрий Сенкевич, когда в одном из путешествий с Хейердалом захворал один из членов команды. Пациент, видимо, от страха наутро уже был здоров.

Специально к путешествию русские врачи подготовили два 40-килограммовых контейнера с медикаментами, которые составили по собственному усмотрению — по одному на каждый плот. Оба контейнера непотопляемы и в каждом набор лекарств практически на все случаи чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на то, что Kon-Tiki II проводится как дань памяти Туру Хейердалу и первой экспедиции Kon-Tiki, задачи у экспедиции совершенно иные. Уже никто как 68 лет назад не ставит задачи преодолеть водные преграды на плоту, потому участники в основном будут заниматься сбором научных данных. Не случайно в экспедицию отправятся экологи. Путешественникам предстоит узнать, как чувствует себя самый большой океан на планете, проверив его на скрытые загрязнения. Еще в первом путешествии Торгейр Хиграфф исследовал фауну и воду на предмет так называемых скрытых загрязнений: антибиотиков, мелких частиц пластика и прочих видов человеческого воздействия. Специалисты по океанографии тем временем будут проводить исследования морских течений.

Наконец, еще одна немаловажная часть путешествия: дать ответ на то, кто же все-таки заселял острова Пасхи. Экспедиция Тура Хейердала показала, что такими путешественниками были перуанские инки, которые начали осваивать острова Тихого океана задолго до того, как Христофор Колумб отправился на поиски Индии. Второе путешествие, если участникам удастся вернутся обратно, окончательно расставит точки над i. «Если инки были способны возвращаться с острова Пасхи, этот транспортный узел работал и позволял уже с него заселять все окружающие острова, перевозить грузы и так далее. Может мы даже приблизимся к ответу на вопрос: кто все-таки поставил этих каменных истуканов на острове Пасхи», — рассказал Сергей Гольцов.

Сами плоты построены из бальсового дерева в практически точном соответствии с описаниями инков XIV века. Конструкция оказалась в некотором смысле даже более надежной, нежели корабли испанских конкистадоров: высокая устойчивость при качке, почти нулевое водоизмещение, что позволяло перевозить до 10 тонн грузов. Потопить такой плот весьма сложно, даже потеряв часть бревен, он все равно останется на плаву.

Впрочем, современные плоты все же не вполне соответствуют древним прототипам: путешественники оснастили их солнечными батареями, подключенными к спутниковому ретранслятору. Цель экспедиции все-таки научные исследования, а не бессмысленная бравада. В остальном все по-взрослому: идти плоты будут под парусами, пользуясь лишь силой ветра и попутными течениями. Сопровождения в пути не будет.

Сам Сергей Гольцов говорит и о своем научном интересе в этой поездке, хоть и отмечает, что главная задача врача — оказывать медицинскую помощь. «В мире насчитывается 24 тысячи кожных заболеваний. Большинство из них ты просто не успеваешь увидеть в своей практике. Некоторые такие болезни я видел в Африке и Папуа-Новой Гвинее. Так и происходит профессиональное расширение, — пояснил он. — Ты сам участвуешь в событии и не намеренно прирастаешь новыми знаниями. Такое путешествие — это всегда бездна новых смыслов и открытий. Будет ли какое-то конкретное научное открытие, пока не знаю. Еще Ницше писал, что надо время от времени выходить из себя, чтобы осмотреться. Я хочу как раз проделать это, потому что я старый сам себе до смерти надоел. Хочу увидеть себя нового. В этом может быть есть какой-то авантюризм, дух приключений, но зачем еще проделывать такое путешествие?»

Свои заметки о путешествии Сергей Гольцов обещает периодически выкладывать на своем сайте в рубрике «Блог судового врача».

"