Posted 23 мая 2019, 07:00

Published 23 мая 2019, 07:00

Modified 19 августа, 16:44

Updated 19 августа, 16:44

Власть не стала разгонять тюменцев, а перенесла место строительства храма

23 мая 2019, 07:00
Только на территории Тюмени, Тюменского и Нижнетавдинского района, входящих в состав Тюменского благочиния находится 51 храм и 38 воскресных школ. По словам председателя издательско-информационного отдела Тобольской митрополии протоиерея Григория Мансурова, храмов все равно не хватает.

Чтобы в этом убедиться, достаточно прийти на воскресную службу или в церковный праздник, там яблоку некуда упасть.

Как рассказал «Нашему городу» отец Григорий, в Тюмени продолжают строиться новые храмы, но они сразу заполняются прихожанами. И это не церковная инициатива, она исходит от самих верующих.

«Мы не сидим с карандашом над картой и не выбираем место под строительство нового храма», - уточнил Григорий Мансуров.

В регионе есть много благотворителей, которые жертвуют деньги не только на строительство религиозных объектов, как Алексей Салмин, но и на детские сады, как гендиректор ТДСК Николай Щепелин.

В Тюмени была похожая ситуация с событиями в Екатеринбурге, когда жители города выступили против строительства храма в сквере. В столице Урала дело дошло до ОМОНа и спортсменов, которые противодействовали активистам. У нас же полугодовое противостояние закончилось мирно. Храм решили строить в другом месте.

В Тюмени строить храм в сквере не стали и отвели другое место.

События разворачивались еще в 2013 году. Инициатором возведения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы выступил депутат Тюменской областной думы от партии «Единая Россия» Алексей Салмин, который поделился историей противостояния православных и атеистов «Нашему городу». По его словам, он даже рад, что храм решили строить в другом месте - Бог отвел.

«Кто обычно против строительства храмов, кому это не нравится? Ортодоксальным коммунистам. Везде есть крайности, нормальные коммунисты увидели, что вектор поменялся, и они поменялись, а выступает их радикальное звено. Это те люди, которые протестуют против всего традиционного. И атеистически настроенная молодежь. Не исключаю, что там и без Навального не обошлось», - уточнил Алексей Салмин.

По мнению депутата, наверняка есть те, кто специально эту ситуацию подогревает. Практика подсказывает, если сейчас объективно провести голосование по этой теме, то число тех, кто против, будет равняться арифметической погрешности.

«За всю свою политическую и общественную деятельность я понял, что на такие протесты выходят люди, которым нечем заняться. Те люди, которые нашли себя в жизни, они спокойно ходят на работу, читают «Наш город». У них весь ресурс уходит на продуктивную, а не на разрушительную деятельность. Вот это богоборчество, оно к хорошему не приведет и те люди, которые рубили иконы в свое время, у них потом с их родом начинались большие проблемы», - сказал Алексей Салмин.

«Есть святые вещи, против которых даже думать нельзя. Сейчас пришло время строить, созидать. Есть время камни разбрасывать, а есть - когда их нужно собирать», - убежден политик и бизнесмен.

Что касается ситуации с «Комсомольским» сквером, то депутат остался благодарен не только судьбе, но и протестующим, потому что православные получили под строительство храма еще лучший участок.

«Там бы конечно часовня неплохо встала, но храм - нет. Поэтому я благодарен судьбе и Богу, что он отвел», - уточнил Алексей Салмин.

По словам депутата, была похожая история, когда в тюменском районе Мыс он начинал строить храм. Сейчас депутат приезжает на Мыс, но там уже все давно забыли, кто строил эту церковь. Там сформировался свой приход и жизнь идет своим чередом.

На Мысу протестовал местный ТОС. Общественники были против, потому что религиозный объект оказался бы рядом с детским садом, а в храме бы отпевали покойников.

Говорили, что Алексей Салмин хочет себе памятник поставить в виде храма. Но сам инициатор называет такое утверждение чушью - памятники ему не нужны.

В результате, православные активисты победили и церковь построили. Теперь никто не возражает.

Возвращаясь к событиям в Екатеринбурге, Алексей Салмин продолжил: «Я бы так сказал, что это не испытание для города Екатеринбурга, это не испытание для Свердловской области. Это испытание для России. И проигрывать здесь нельзя».

Главными противниками возведения храма в «Комсомольском» были коммунисты: депутат облдумы от КПРФ Тамара Казанцева и секретарь Тюменского обкома РКРП Александр Черепанов. Они и местные активисты собрали более 3,5 тысяч подписей.

Шли долгие переговоры с областными чиновниками и в итоге нашли компромисс. Теперь «Комсомольский» превращен в уютное место отдыха горожан, а храм начали строить в другом месте на стыке улиц Гастелло и Баумана в районе роддома №3. Там пока построена деревянная часовня, а церковь будет возведена из более долговечных материалов.

Свою историю борьбы за парк «Комсомольский» рассказала депутат Тюменской областной думы от КПРФ Тамара Казанцева.

«Когда мне задают вопрос по Екатеринбургу, то у меня сразу мысль в голове, что у нас в Тюмени была схожая история. Мы боролись за «Комсомольский» сквер и провели два митинга, собрали подписи. Сдали их в администрацию Тюменской области. И она пошла навстречу, и Салмину сказали, чтобы он снес то, что соорудил. Мы апеллировали к тому, что в «Комсомольском» сквере храм не нужен, и нас поняли. Иногда администрация слышит народ. Не было никаких судебных разбирательств, договорились на берегу. Подписи собирали мы и РКРП, другие партии участия не принимали», - рассказала Тамара Казанцева.

Главным аргументом коммунистов против строительства храма было то, что этот сквер был заложен тюменской молодежью 50 лет назад. В 1961 году комсомольцы, учащиеся двух тюменских вузов и рабочая молодежь начали здесь посадку деревьев. Первоначально сквер назывался просто «Парк у 30-й школы», а в 1986 году получил официальное название «Комсомольский».

Свою точку зрения на противостояние в Екатеринбурге озвучил и отец Григорий Мансуров.

«Да, наверное, было бы странно, если бы построили храм в сквере «Комсомольский». С другой стороны, а другие храмы где находятся? А где у нас Троицкий собор находится? На улице Коммунистической, другой храм на улице Ленина. На Семакова - Знаменский собор», - поделился своим мнением Григорий Мансуров.

Было принято решение перенести строительство в другое место. Были общественные слушания. И было выделено место не сразу, не тут же, но уже никто не противился. По словам священника, тут видно здравое, конструктивное отношение к вопросу.

«А в Екатеринбурге уже третье место меняют: и все не так, и не этак. Храм на Гастелло строится на пожертвования, там есть и основной жертвователь, он не любит себя афишировать – Салмин Алексей Павлович. Там деревянный храм уже построен, красивый, достойный и там идут службы. Но, при этом, рядом строится капитальный, большой, на века. А приход живет уже своей жизнью, проходят крещения, венчания, причастия», - рассказал отец Григорий.

Он также рассказал о том, что в 2020 году будет 400-летний юбилей Сибирско-Тобольской епархии. «Мы ждем патриарха Кирилла», - сказал отец Григорий. Он обещал приехать на освящение Благовещенского храма.

А почему нельзя было в Екатеринбурге разойтись миром, не доводить до конфликта, не приглашать спортсменов, ОМОН? Решить вопрос как это сделали со сквером «Комсомольским».

«Видимо такие люди там живут конфликтные, желающие этого конфликта, ищущие его. Вот семья, например, живет и живет и до старости доживает. А бывает - только поженились и уже развелись. Почему так бывает? Это вопрос отдельных индивидуумов, личностей. Не могут находить общий язык. И потом, Екатеринбург - город большой. Речь же идет, чтобы построить храм в достойном месте, в центре. Потому что храм не какой-нибудь: он был разрушен. И он был построен в честь Екатерины, город так называется. Его нельзя строить далеко от центра, в спальных микрорайонах. Это знак, это символ города. И церковь хочет его построить, восстановить историческую справедливость», - считает Григорий Мансуров.

По словам отца Григория, в Екатеринбурге, видимо, нужен кому-то этот конфликт.

«Он неким силам враждебным нашему обществу интересен и полезен. Поэтому его искусственно раздувают, его искусственно поддерживают. От него не отстанут», - уверен священник.

Достаточно ли в Тюменской области храмов? Или так нельзя формулировать вопрос?

«А как мы можем это оценить? Нужно сходить в храмы и посмотреть, как в них проходят богослужения. Храм полупустой, наполнен или переполнен? Конечно, службы проходят не каждый день. В основном по воскресеньям, по определенным праздникам. На Пасху вообще все храмы переполнены. Поэтому нужно брать воскресные дни. В эти дни храмы заполнены очень плотно. Некоторые даже переполнены. И когда строится новый храм, он также заполняется, как это не странно. Сколько бы храмов не строили, они все равно заполняются людьми», - отвечает на вопрос «Нашего города» отец Григорий.

На Войновке строится храмовый комплекс. Ближайшие планы - завершить Благовещенский собор, подготовить его к освещению патриархом.

В Тюмени также планируется большая реконструкция Троицкого монастыря. Там была разрушена часть зданий, церковь Великомучеников Севастийских. Храмы постепенно строятся и в других местах. Например, в поселке Московском.

«Церковь сама не ставит задачу, не знаю как там в Екатеринбурге, но в Тюменской области всегда было так. Люди сами ставили вопросы перед церковью: нам нужен храм. Именно так было. А пытаются так дело представить, что мы сидим над картой с карандашом, планируем. Все происходит естественным образом», - уточнил отец Григорий.

Формируются религиозные группы, появляются общины, они приглашают священника. Они собираются на дому или в сельской библиотеке. В Домах культуры такие встречи проходят, потом договариваются с местной администрацией, ставят вагончик с крестом, потом купол к нему. И там уже проходят службы.

Потом, если община разрастается, верующие начинают ее оформлять юридически. Бывает, когда сама община строит храм и потом ждет, чтобы ей выделили священника. А храм уже построили без него.

Подпишитесь