Posted 23 марта 2021,, 16:15

Published 23 марта 2021,, 16:15

Modified 21 октября 2022,, 08:14

Updated 21 октября 2022,, 08:14

Экоактивисты мешают строительству мусорных полигонов по европейскому образцу

23 марта 2021, 16:15
Одним из основных за последнее время объектов атаки экозащитников стал проект строительства мусоросжигающих предприятий на территории Подмосковья. Казалось бы, такая инициатива очень полезна, ведь далеко не все отходы возможно перерабатывать для вторичного использования.

Как можно утилизировать неперерабатываемые отходы? Вариантов не так уж много. Первый – закапывать, но при этом в почве останутся токсичные вещества, отравляющие все живое. Второй – создавать огромные мусорные кучи, которые будут гореть и распространять по округе неприятный запах, из-за чего москвичи и жители области неоднократно подавали жалобы в соответствующие органы. Третий – сжигать весь непереработанный мусор на специальных предприятиях, в печах, оснащенных самым современным оборудованием. Такие современные системы утилизации мусора уже используются в Европе, и теперь подобный опыт решили перенять и власти Подмосковья.

Во вторник в рамках заседания Общественной палаты РФ обсуждались планы по реализации данного проекта.

Экологические экстремисты пытаются действовать незаконными методами

Как сообщает kp.ru, многие экологические активисты воспринимают инициативу о строительстве мусоросжигающих заводов в негативном ключе, а главное – активно пропагандируют свою позицию, и это продолжается уже несколько лет. Так, в 2019 году в эфире радиостанции “Эхо Москвы” выступил представитель оппозиционного движения, экс-депутат Геннадий Гудков. Он раскритиковал данное решение властей, пугая экологической опасностью, исходящей от данных объектов, свою аудиторию. В итоге Арбитражный суд Москвы обязал Гудкова и саму радиостанцию публично опровергнуть свои заявления и выплатить организации “РТ-Инвест”, ответственной за переработку и утилизацию мусора, компенсацию за урон профессиональной репутации.

А 26 февраля этого года Арбитраж признал ложными высказывания другого экс-политика Госдумы, создателя экофонда “Гражданин”, Максима Шингаркина в сторону мусоросжигательных заводов. По мнению Шингаркина, такие объекты вызывают “диоксиновую опасность”, а их реализация будет являться слишком затратной.

Такая массовая критика коснулась только крупных проектов, как так мелкие проекты не привлекают общественного внимания и не вызывают серьезного диссонанса, и проводилась она силами доморощенной радикальной оппозиции, которая сотрудничала с западными спецслужбами, например, Greenpeace или Bellona, или же радикальными защитниками природы, которые старались всеми силами воспрепятствовать технического прогрессу.

На этом фоне выступление Грачева, известного ученого, который никогда не придерживался радикальных взглядов, выглядело очень весомо. Его позиция заставила многих маститых ученых с подозрением взглянуть на реализацию мусоросжигающих проектов. Однако в дальнейшем неприглядные мотивы Грачева вскрылись. Прошлым летом издание “Коммерсант” написало о задержании Грачева сотрудниками ФСБ с поличным в московском ресторане Vаниль за вымогательство взятки в размере 1 миллиона евро. Такую сумму Грачев хотел получить за свою положительную экспертную оценку проекта.

Это дело получило широкий общественный резонанс. Служба ФСБ долгое время наблюдала за деятельностью авторитетного эколога, отслеживая все его встречи и телефонные звонки. Его задержали с поличным – при получении мзды в размере 3 миллионов рублей. Этот скандал негативно отразился на репутации всего движения зеленых в нашей стране. Сейчас следствие пытается выяснить степень вины Грачева и установить, пытался ли он присвоить эти средства себе или взял их для передачи вверх по экологической цепочке.

До своего ареста Владимир Грачев занимал должность главы Всероссийского общества охраны природы. Елена Шаройкина, теперь ставшая ответсеком центрального совета ВООП, также начала выступать с критикой темы сжигания мусора.

Негативное мнение касательно строительства мусоросжигающих заводов звучит до сих пор. Так, действующая глава комиссии по экологии Общественной палаты Елена Шаройкина, заняв данную должность, продолжила выступать против реализации этого проекта в Подмосковье. Она отправила жалобу министру ЖКХ Московской области Антону Велиховскому. В своем обращении она говорит о том, что возведение таких предприятий и их дальнейшая работа наносят урон окружающей среде и населению региона. Она ссылается на якобы негативный опыт такой деятельности в Европе, отмечая, что работа мусоросжигающих заводов сопровождается загрязнением обширных территорий токсинами сильнейшего действия – диоксинами.

Диоксины – химические соединения, негативно влияющие на все живое, уже упоминались в заявлении Шингаркина, за что судебные органы признали его обманщиком.

Европа имеет многолетний положительный опыт сжигания мусорных отходов

Стоит отметить, что предприятия такого формата, которые планируется возвести в Подмосковье, давно работают в Европе и не вызывают никакого негатива местных экозащитников. Более того, один из таких заводов в Амстердаме работает в 10 километрах от штаб-квартиры организации, которая руководила его строительством, и никаких опасений это не вызывает. За 20 лет работы этого завода не было подано ни одной жалобы от представителей экологических организаций или местных жителей.

Еще один масштабный по объему своей деятельности завод Bellona находится в Норвегии. Он состоит из 18 мусоросжигающих заводов и не вызывает никаких опасений общественности. В Германии же есть комплекс предприятий по сжиганию мусора, который и вовсе включает в себя сотню объектов.

Также печи, в которых сжигается неперерабатываемый мусор, действуют в Швейцарии, Швеции, Германии, Дании, Франции, Нидерландах и прочих передовых европейских странах, не вызывая негатива населения и экоорганизаций. Например, во Франции значительная доля отходов – 35% – сжигается, захоранивается всего 26%, а остальная часть мусора подлежит переработке.

В нашей стране, по статистике Счетной палаты, закапывают порядка 90% всего мусора. Россия должна как можно скорее взять на вооружение опыт других стран по утилизации мусора. А зеленые активисты, выступая против строительства мусоросжигающих предприятий, почему-то не учитывают, что полигоны для захоронения мусора уже не справляются с нагрузкой.

"