Posted 20 октября 2014,, 08:22

Published 20 октября 2014,, 08:22

Modified 11 ноября 2022,, 19:19

Updated 11 ноября 2022,, 19:19

Заглубленные мусорки в Тюмени пришлось подстраивать под русский менталитет

20 октября 2014, 08:22
Переход тюменской системы сбора мусора на заглубленные контейнеры станет дорогим удовольствием. Несмотря на то, что опыт по их внедрению в Центральном административном округе признан в целом положительным, у технологии оказалась масса недостатков, в том числе и высокая цена. Примерно такой вывод можно было сделать из недавнего круглого стола в администрации Тюмени с участием депутатов, представителей фирм по производству и использованию этой новой технологии.

Отметим, что так называемые заглубленные контейнеры для мусора начали появляться в Тюмени в 2012 году, к примеру, в микрорайоне «Европейский». Застройщик микрорайона, компания «Партнер-Инвест» отметила их крайнее удобство и намерена внедрять в других своих проектах комплексной застройки, в частности в «Новин-квартале» по улице 50 лет Октября. В целом сейчас на территории ЦАО их установлено 25 и по словам руководителя управы Валерия Борисова есть стремление закупить еще.

О преимуществах вкопанных мусорок по сравнению с так называемыми евроконтейнерами было сказано немало. Во-первых, эксплуатирующие организации отмечают их компактность: заглубленный бак занимает в два раза меньше места, чем площадка с евроконтейнерами. Во-вторых, из-за «близости к земле» мусор меньше гниет, поэтому округа не так страдает от тяжелых ароматов и при проектировании контейнер можно располагать поближе к жилым домам. В-третьих, особенность конструкции не позволяет растаскивать мусор бродячим животным или ветру. Наконец, в-четвертых, заглубленные контейнеры имеют более эстетичный внешний вид и вписываются в ландшафт.

Как рассказал один из производителей контейнеров ООО «Меркатор холдинг» Дмитрий Ломовцев, чистка заглубленного бака также не представляет сложностей: нужен мусоровоз с манипулятором, который вытряхивает и вывозит мусорный мешок. Подобные манипуляции способен выполнять всего один человек. Конфигурация и объем самого бака может быть самой разной.

Впрочем, в Тюмени конструкцию контейнера пришлось подстраивать под русскую ментальность. Тюменцы к обязанности открывать крышку бака отнеслись брезгливо, так что на ее месте появилось суфлерское окно плюс небольшой технический лючок сбоку.

«Пробовали вешать резинки, ставить какие-то клапана на наше окошко. Отрезают или выламывают, — признался Ломовцев в ходе своего доклада. — Пришлось ограничиться самым простым вариантом, тем более, что суфлерское окно подходит для забрасывания каких-либо объемных видов мусора, допустим мешков с сухими листьями». Иными словами, мусор внутри бака оказался не таким уж недоступным для животных. Помимо всего прочего, сама конструкция не приспособлена для строительного мусора, а потому рядом с заглубленными баками приходится ставить привычные контейнеры-лодочки. Уязвимы баки оказались и для огня. Мусор внутри еще можно потушить, благодаря встроенной системе пожаротушения, а вот если что-то загорится снаружи, пластиковый бак уже мало что спасет.

Директор ООО «Пионер», компании которая обслуживает заглубленные контейнеры и занимается вывозом мусора из них, Елена Кузьмишко отметила также сокращение издержек на ремонт и большее удобство при вывозе. Евроконтейнеры в городе по ее словам мало того что сильно изношены, при этом ломаются весьма часто и требуют регулярного ремонта. С обслуживанием заглубленных мусорных баков все проще, в ремонте они как правило не нуждаются. «Есть минусы там, где мы поставили пятикубовые контейнеры. Наполняются они в среднем не один день, а два-три, но вывозить их все равно приходится раз в сутки, — отметила она. — Я думаю, что нужно просто грамотно подходить к расчетам объемов. Тогда контейнер при ежедневном вывозе будет заполняться грамотно».

Как оказалось, к очистке новых контейнеров относятся примерно с таким же рвением, как и обычных: мусор вместо одного дня вполне может пролежать и неделю, вызывая недовольство жильцов.

Согласно данным начальника отдела санитарного надзора регионального Управления Роспотребнадзора Надежды Токаревой, количество жалоб граждан по вывозу отходов с каждым годом не уменьшается — за 9 месяцев этого года их поступило 134. «Жалобы у нас были и уже по этим новым контейнерам, — отметила чиновник. — На Холодильной, 54, к примеру. В августе-месяце жильцы жаловались, что неизвестная компания установила емкость для сбора мусора, она уже неделю не очищается, появились мухи и запах. Туда выезжали, но к моменту проверки мусор уже был вывезен, управляющая компания подсуетилась. Но все равно мы обратили внимание, что земля была перекопана, асфальт снят и подходные пути к заглубленному баку были все в воде после первого дождя. Разумеется, это претензия по благоустройству, а не по качеству самих контейнеров».

Оказался у заглубленных мусорных контейнеров и другой жирный минус — стоимость. Один евроконтейнер стоит в среднем 15 тысяч рублей, заглубленный — от 70 до 80 тысяч плюс расходы на установку и благоустройство.

Кроме того, компания «Пионер» единственная, кто специализируется на них. На вооружении у фирмы всего одна машина с манипулятором, на подходе приобретение еще одной. Прочие возчики мусора в Тюмени такими машинами не располагают, а, значит, дабы со временем не лишиться рынка, им придется закупать новые мусоровозы. На круглом столе в здании администрации присутствовали представители семи фирм по вывозу мусора. На прямой вопрос от депутатов, готовы ли они сейчас потратиться на новые машины, возчики отреагировали без особого энтузиазма.

Замдиректора департамента по экологии и недропользованию Тюменской области Александра Рейна больше интересовал вопрос, увеличится ли стоимость вывоза мусора вместе с внедрением заглубленных контейнеров. «На территории Тюменской области предполагается строительство четырех мусороперерабатывающих заводов и двух мусороперегрузочных станций. Основной постулат, озвученный губернатором, в том, чтобы совокупный платеж населения за сбор, вывоз и утилизацию не увеличивался. Кто-то делал сравнительный анализ себестоимости этих двух технологий — евроконтейнеров и заглубленных? Мы лично усмотрели кратное увеличение стоимости, может быть мы не правы», — отметил он. Представители «Пионера» в ответ сослались на свой опыт работы с УК «Комфортная жизнь», которая занимается обслуживанием микрорайона «Европейский». Там плата за вывоз мусора рассчитывалась на евроконтейнеры. Возчику, по его словам, удалось полностью вписаться в этот норматив.

Тем не менее, как отметил модератор встречи, глава Тюмени Дмитрий Еремеев, он не услышал «какого-то явного негатива» по поводу технологии заглубленных контейнеров, поэтому она имеет право на жизнь. Однако, несмотря на одобрение со стороны застройщиков и управляющих компаний, процесс их внедрения будет продолжительным.

"