«Стройки века» спровоцировали скачок цен на стройматериалы

«Стройки века» спровоцировали скачок цен на стройматериалы

19 октября 2011, 12:41
Общество
женя
С начала года стройматериалы в регионах, где идут масштабные стройки, подорожали почти в полтора раза. Минрегион просит вмешаться в ситуацию Федеральную антимонопольную службу и РЖД.

Скачок цен стройматериалов спровоцирован ажиотажным спросом, объясняет «Российской газете» президент Национального объединения строителей Ефим Басин. Речь идет в первую очередь о «стройках века». Там, где нет больших госинвестиций, нет строительного бума, а значит, и цены стабильны.

Наиболее яркие всплески цен происходят на Дальнем Востоке, где готовится форум АТЭС, в Сочи и на Северном Кавказе, куда тоже направляются деньги на строительство дорог, портов, туристических объектов. «Например, во Владивостоке с начала года стройматериалы подорожали на 33-45%. В Сибири, Поволжье удорожание - 8-10%», - рассказывает Басин. В Новороссийске цемент, который закупался для строек в Сочи, вырос в цене за девять месяцев с 3700 рублей за тонну до 5300 рублей, поэтому, утверждает эксперт, сейчас дешевле закупать его в Турции - вместе с доставкой и растаможкой он обходится в 4100-4300 рублей за тонну. Бетон в Новороссийске за это время поднялся с 3700 до 5700 рублей, битум - с 8 тысяч рублей до 18 тысяч.

Можно было бы предположить, что на рост цен в Новороссийске повлияли объективные причины, но в Волгограде, который находится относительно недалеко, за тот же период цемент подорожал с 3200 рублей до 3500 рублей, добавляет он. Но возить его из Волгограда в Сочи невыгодно из-за транспортных тарифов. Инертные материалы, песок, щебень в районах крупных строек стали стоить втрое дороже - не 250 рублей за кубометр, а 800. А в Подмосковье, где строится дорога Москва - Минск, цена на них вообще зашкаливает за тысячу.

«По идее, антимонопольная служба могла бы выступить как регулятор и проверить, с чего вдруг взвинчиваются цены, но инертные материалы добываются и продаются в основном мелкими предприятиями, а они не подвластны ФАС, служба работает только с крупными игроками», - поясняет Ефим Басин.

Другая проблема - железнодорожные перевозки. Крупные грузовые компании, занимающие 40% рынка, концентрируются на перевозке генеральных грузов, таких как уголь, лес, металл. А мелкие перевозчики, коих более 1800, порой простаивают по 5-10 дней, ожидая «зеленого света» на право проезда. Соответственно, их цены включают простой, и они бывают на 40-60% выше, чем у крупных компаний. Но из-за маленькой доли на рынке ФАС и их не может проверить и призвать к ответственности за ценообразование.

Еще одно «больное место» - это посредники. В металлопроизводстве, например, нельзя выйти напрямую на производителя и купить то, что нужно. Это можно сделать только через специальный торговый дом. «Иногда посредники выстраиваются в три-четыре этажа», - констатирует эксперт.

Уточним еще раз, резкое удорожание стройматериалов характерно лишь там, где наблюдается строительный бум за счет бюджетных инвестиций. Но это значит, что автоматически дорожает в этих регионах строительство и всех других объектов. Трудно представить, что производитель цемента будет продавать его строителям олимпийских объектов по одной цене, а тем, кто возводит жилые дома или детские сады, - по другой.

В целом же по стране ситуация ровная. Так, по данным Росстата, в январе-августе стройматериалы в среднем по России поднялись в цене на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цемент за это время в среднем вырос на 5,5%, бетон - на 4,5, щебень - на 7,3%.

Строители видят несколько вариантов выхода из ситуации на «стройках века». Во-первых, по их мнению, надо заставить производителей работать не только с посредниками, но и напрямую с покупателями. Во-вторых, стоит расширить полномочия ФАС, чтобы они могли контролировать и более мелких игроков на рынке, если те устанавливают нечестные правила. И, в-третьих, разрешить законом о госзакупках колебание цены в районе 10 % в случае объективных причин.

В Федеральной антимонопольной службе воздержались от комментариев по ситуации со стройматериалами. Между тем министерство регионального развития России недавно провело специальное совещание, на котором министр Виктор Басаргин пообещал подготовить в ФАС России запрос о необходимости проведения проверки ценовой политики регионального сегмента инертных стройматериалов. Также планируется направить запрос и в адрес Минтранса России - об организации транспортной логистики грузовых железнодорожных перевозок, а также о необходимости ограничения темпов роста тарифов.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter