Posted 19 апреля 2020,, 12:06

Published 19 апреля 2020,, 12:06

Modified 21 октября 2022,, 07:44

Updated 21 октября 2022,, 07:44

Тюменские школьники подкинули проблем педагогам и родителям

Тюменские школьники подкинули проблем педагогам и родителям

19 апреля 2020, 12:06
Фото: 1Mi
Переход школьников на дистанционное обучение привел к появлению на онлайн-уроках типичных для чатов и форумов проблем – нецензурной брани, анонимной агрессии и другого флуда. В чем причина такого поведения школьников? «Наш город» разбирался вместе со специалистами.

Самоизоляция высветила проблемы, с которыми раньше педагоги разбирались быстро и эффективно, но специфика онлайн-обучения оказалась не по зубам даже учителям с большим стажем педагогической деятельности. Что происходит со школьниками на онлайн-уроках и в чем проигрывает сейчас традиционная школа?

По словам заместителя губернатора Тюменской области, директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера особых проблем нет:

«Отлажены все технические процессы. Были вопросы по дисциплине, от родителей много обращений. Сейчас учителя и ученики адаптировались. Минимизирована подача нового материала, учитывая проблему средств связи», - так Алексей Райдер прокомментировал итоги первой недели онлайн-обучения, но упоминание многочисленных обращений от родителей и учителей по поводу дисциплины на уроках обозначило первую проблему.

Образовательная система в России не имеет единой электронной платформы

Многочисленные онлайн-сервисы, частные и государственные образовательные платформы в первую неделю попросту не справились с потоком обращений и выросшим трафиком. Раздраженные родители впопыхах помогали своим детям настраивать Zoom и Skype или какой-нибудь Discord, обменивались рецептами в родительских чатах, как быстро настроить вход в электронный дневник. Помогали друг другу как могли. Не в лучшей ситуации оказались и учителя, с одной стороны нужно было быстро перейти на дистанционные формы проведения уроков, контроля за успеваемостью и т.д., а с другой стороны, единых стандартов обучения дистанционно в сервисах типа Zoom никто не дал.

В помощь тюменским педагогам специалисты "Регионального информационно-образовательного центра" 8 апреля создали чат в Viber под названием «Дистанционное обучение 72», в котором провели опрос преподавателей, в каком из онлайн-ресурсов им удобнее проводить уроки. По итогам опроса оказалось, что Zoom и видео-звонки ВКонтакте лидируют среди сервисов для проведения уроков. Skype, учи.ру и другие сервисы оказались далеко позади.

Понятно, что даже из такого небольшого опроса среди практикующих педагогов следует простой вывод – образовательная система пока не может определиться с единой платформой обучения. Ввязавшись в онлайн-битву за знания на чужих сервисах, российские учителя оказались не готовы противостоять кибер-вандализму со стороны своих же учеников.

Учителя столкнулись лицом к лицу с неразберихой

Комментарий директора департамента образования и науки Тюменской области Алексея Райдера по поводу дисциплины на уроках был не случайным. Родители и учителя столкнулись на уроках в Zoom и других платформах с настоящим кибер-вандализмом. Это и нецензурная брань, анонимные ученики под никами типа «Дарт Вейдер», «Сыендук», «Лолочка» или «#$%^&$#@». Даже безобидные каракули на общей онлайн-доске могли сорвать целый урок для младших школьников, так как учитель не мог их стереть из-за того, что заранее не знал, как отключить комментарий или рисунки на общей доске. Первой помощью в подобных ситуациях стали рекомендации и инструкции для педагогов.

Например, в «Руководстве организаторам конференций в Zoom по защите конференций от кибер-вандализма» рассматриваются типичные случаи и методы противодействия им: отключение чата, отключение рисунков на доске, блокировка или удаление участников из конференции. Пока у учителей есть только такие простые способы расправляться с хулиганами и малолетними «кибер-вандалами».

В чем причина таких проблем?

Многие учителя к моменту массового перехода на дистанционные методы обучения уже имели личный опыт работы с подобными задачами. Наиболее активные применяли их в своей жизни, но больше было тех, кто был «слушателем», а не «онлайн-преподавателем». Однако все же оставались те, кто уклонялся от новых способов общения и преподавания.

По мнению Андрея Михайлова, председателя комиссии по коммуникациям, информационной безопасности и развитию медиа-пространства Общественной палаты Тюменской области, основная причина в том, что эта ситуация для педагогов абсолютно нетипичная:

«Самая большая сложность, по моему мнению, в этой ситуации у педагогов состоит в том, что они оказались в новой роли, у них недостаточно практики и понимания, как себя вести правильно в новых обстоятельствах», - комментирует председатель.

«Школьники уже довольно давно живут в формате сетевых игр, видео- и аудио-сообщений через мессенджеры и другие каналы, они сформировали поведенческие привычки при удаленном общении. И характерным для этого общения является:

- анонимность (хотя она условна) – использование вымышленных имен и аватарок,

- чувство безнаказанности и отсюда, распущенное поведение (скорее, необдуманное и приличествующее событию),

- желание и возможность использовать максимальную палитру инструментов (рисование, искажение звуков, смайлики, картинки, мотиваторы/демотиваторы и много чего еще) в процессе on-line общения,

- невозможность получить физическое или реальное эмоциональное противодействие их поступкам.

«Это не плохо и не хорошо – это факт. А вот как быть с этим фактом – это проблема для педагогов», - констатирует Андрей Михайлов.

С точки зрения психологии, проблема дисциплины на уроках не является чем-то новым, в данном контексте изменились только средства: у детей - нарушения дисциплины, у педагогов - поддержания ее. Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО ТюмГУ Инна Васильева так интерпретирует проблему:

«В зависимости от возраста, мотивация нарушения дисциплины на уроках разная: кому-то необходимо привлечь внимание к себе, кто-то не может удержаться от общения с друзьями и не держит фокус на уроке, кто-то испытывает трудности с пониманием и скучает, пытаясь придумать, как разнообразить урок для себя».

Онлайн-обучение, как любое общение в интернете, отличается от реального, живого общения тем, что собеседники удалены друг от друга, а обратная связь относительно оценки поведения поступает не сразу же. Инна Васильева считает, что виртуальный барьер и является основной причиной проблем такого вида обучения:

«Он создает для тех школьников, кто испытывает трудности с волевой регуляцией, дополнительное ощущение возможностей. Еще более важным фактором нарушения дисциплины становится анонимность, если школьник заходит не под своими фамилией и именем. Это как бы снимает ответственность с конкретного школьника за поведение неопознанного юзера».

По распоряжению властей, дистанционное обучение в школах Тюменской области продлится до 30 апреля. Объём знаний в виде дисциплин и тем не изменился. К этому дети скоро привыкнут, главное не давать слабину в контроле. Нежелательно растягивать сроки выполнения работы.

Если большая часть класса будет следовать новым правилам – адаптация пройдет быстрее. Поэтому педагогам важно без частых изменений установить простые правила дистанционной работы.

Педагогам сейчас самим стоит поучиться

Андрей Михайлов делится своими рекомендациями для педагогов:

«Недавно я столкнулся с обращением в адрес родителей от педагогического коллектива школы – учителя просили помочь убедить детей изменить поведение на виртуальных уроках. Это логично, но важно «не перегнуть палку» - нельзя не включать детей в урок потому, что они заходят под вымышленными именами и несколько «необычно» себя ведут на занятии. Надо так поставить вопрос перед учеником, чтобы он понял, почему ему нельзя так себя вести. Это задача самих преподавателей. И тут им вновь надо завоевать уважение и расположение школьников. Выгонять нельзя – но надо убедить, что оценку получит «Дарт Вейдер», так как именно он зарегистрировался на уроке. А значит, Иванов Иван останется без оценки».

Родителей уверяют, что преподаватели – вполне компетентные и смогут найти подходы к каждому ученику. В любом случае, дистанционное обучение - это новая реальность и всем надо научиться в ней жить.

"