Posted 17 сентября 2017,, 11:21

Published 17 сентября 2017,, 11:21

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Виртуальная лавочка: тюменцы жалуются на полулегальный интернет-магазин

17 сентября 2017, 11:21
Несколько жителей областного центра пожаловались на действия «предпринимательницы», решившей попробовать себя в онлайн-торговле. По словам ряда покупателей, решившихся заказать одежду в «виртуальной лавочке» горожанки, бизнес-леди выбрала странную тактику — нелегальную работу и балансирование на грани фола, временами граничащее с мошенничеством.

С просьбой разобраться в ситуации в редакцию портала обратилась тюменка Ирина Муравьева. «Я решила поддержать один из „магазинов“ в социальных сетях — мне понравились некоторые предметы одежды, которые предлагала группа, принадлежащая пользователю Екатерине Пантелеевой. Мне показалось, что эта девушка всерьез планировала заняться бизнесом и открыть в городе полноценную торговую точку, поэтому решила ее поддержать. Заказала платье и костюм, однако вещи я так и не получила. Сумма была, конечно, небольшая — около 2200 рублей, но лишаться даже маленьких денег мне вовсе не хотелось», — пояснила она.

По словам Ирины Муравьевой, решение о покупке она не считала опрометчивым. С Екатериной она была знакома ранее — девушки случайно встречались, когда ездили в отпуск. «Я и представить не могла, что столкнусь с таким отношением. Вернуть деньги я просила еще в июле, когда поняла, что товар мне не доставят. Она вернула — день назад, когда речь зашла об обращении в полицию», — добавила собеседница корреспондента NashGorod.ru.

Переписка, предоставленная клиентом

Оплати по интернету, получи товар по e-mail’у?

Как выяснилось, Ирина — не единственная тюменка, у которой возникли трудности при покупке одежды через соцсеть у этого продавца. Как минимум три человека были вынуждены потребовать деньги назад, не дождавшись товара. «Екатерина постоянно „кормила завтраками“, рассказывала, якобы товар в пути, назначала и отменяла встречи», — рассказала другая клиентка предприимчивой дамы. Сама Муравьева убеждена — количество клиентов, которым едва удалось вернуть деньги, измеряется десятками.

Деньги покупатели переводили в порядке предоплаты на карточку, принадлежащую физическому лицу, причем даже не самой Екатерине, а ее матери — Наталье Пантелеевой. В группе «магазина» удалось найти и телефон владелицы счета, однако разговор с ней получился несколько забавным — сперва женщина утверждала, что ничего не знает о целях, для которых используют ее карточку, затем подтвердила, что все же знает о «бизнесе» своей дочери, после чего, разговорившись, упомянула про уже возникавшие проблемы с правоохранительными органами. «Как-то было такое, что мы куда-то в заявление попали. Но потом перед нами извинились, сказали, что вообще перепутали. Я сама разговаривала со следователем», — поделилась Наталья.

Попытка проверить, насколько легальна деятельность Екатерины Пантелеевой, принесла неожиданные результаты — в интернет-сообществе не было никакой информации ни о происхождении товара, ни о самом продавце — ни адреса, ни реквизитов. Нарушение находилось едва ли не на каждую статью закона о защите прав потребителей. Несмотря на это, девушке неплохо давались премудрости маркетинга — число подписчиков в группе превышало 16 тысяч. Недостатка в клиентах она явно не испытывала, но придавать своему бизнесу законопослушный вид она, тем не менее, не торопилась.

Работаю пять лет! Регистрироваться не собираюсь!

Телефонный разговор с самой Екатериной оказался еще более интересным, чем с владелицей банковского счета. В самом начале диалога девушка заверила, что никаких мошеннических действий не совершала. «Конфликты случаются, люди разные… Бывает, что и поставщики задерживают поставки. Я предлагаю делать возврат, но некоторые клиенты говорят, что будут дожидаться товара. Вот и получаются странные ситуации», — объяснила владелица группы.

Несмотря на это, на вопрос о соблюдении закона девушка ответила недоуменно. «Какие реквизиты писать? Какое должно быть юридическое лицо, если ИП нету? Как можно интернет-магазин зарегистрировать?! Я на протяжении пяти лет работаю ВКонтакте, ни одно лицо не зарегистрировано!», — заявила девушка.

— Даже если не больше…

— И при этом не регистрируетесь?

— Так, а кто регистрируется?!

Правовую оценку деятельности «виртуального предпринимателя» предстоит дать компетентным специалистам. На момент публикации материала группа продолжала работать, однако все клиенты, с которыми удалось пообщаться корреспонденту NashGorod.ru получили деньги назад. «Я все равно считаю себя обманутой. Закон устанавливает срок возврата денег — не более 10 дней. Он был превышен многократно! Кто и как пользовался моими средствами — ума не приложу, я считаю, что тюменцы должны быть предупреждены о подобных дельцах в сети», — отметила Ирина Муравьева.

«Вообще, сам возврат денег — это большая удача», — прокомментировал ситуацию один из тюменских юристов, занимающихся защитой прав потребителей. «Социальные сети сегодня — это мощный инструмент, которым пользуются не только „серые“ предприниматели, торгующие в обход закона, но и откровенные мошенники. Насчитываются сотни сообществ, которыми управляют продавцы воздуха, и каждый день открываются новые комьюнити», — пояснил он.

В управлении Роспотребнадзора, куда также за комментарием обратился корреспондент NashGorod.ru, подтвердили, что деятельность Пантелеевой выглядит незаконно, однако подчеркнули, что оштрафовать ее за нарушение законодательства о защите прав потребителей не так просто. Поскольку деловая женщина уклоняется от постановки на налоговый учет в качестве предпринимателя, нормы права, регулирующие порядок дистанционной продажи товара, на нее не распространяются. Их может применить лишь суд, однако покупатели, судя по всему, не торопятся вступать в тяжбы из-за мелких проступков.

В официальном комментарии сотрудники управления посоветовали заказывать товары дистанционным способом только у тех продавцов, которые зарекомендовали себя как добросовестные участники рынка, а также называли признаки недобросовестных ритейлеров, которые должны насторожить. В их числе — низкая цена, отсутствие информации о продавцах, отсутствие возможности курьерской доставки и самовывоза товара и требование предоплаты.

Добавим, что специалисты ведомства неоднократно предупреждали граждан относительно покупок в подозрительных интернет-магазинах, обращая внимание на то, что получение качественного товара и возврат средств при работе с «серыми» игроками рынка зачастую очень сложен.

"