Posted 17 марта 2022,, 07:22

Published 17 марта 2022,, 07:22

Modified 25 октября 2022,, 08:12

Updated 25 октября 2022,, 08:12

Учёные ТюмГУ исследуют причины образования опухолей растений

17 марта 2022, 07:22
Команда исследователей из Института X-BIO ТюмГУ и Биологического факультета Санкт-Петербургского университета с зарубежными коллегами изучила эндосимбионтов галловых клещей — важных вредителей культурных растений, вызывающих некротические разрастания растительных тканей — галлы.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports из серии журналов Nature.

По итогам 2020 года этот журнал стал шестым в мире по числу цитирований опубликованных в нём научных статей.

Галловые клещи — древняя группа мельчайших паразитов растений, насчитывающая около 4400 известных видов. Вызываемые ими галлы на растениях создают уникальное местообитание, обеспечивающее существование популяций вредителей. Считается, что способность образовывать галлы стало для клещей важным эволюционным приобретением, позволив им заселить наземные семенные растения. Галлообразование стало одним из факторов видообразования у этих клещей. На одном растении могут одновременно обитать разные виды клещей, способных формировать разные типы галлов. Причины образования галлов клещами и насекомыми до сих пор не ясны. Вызывают ли галлы сами членистоногие или их симбионтные микроорганизмы — на этот вопрос ещё предстоит ответить.

Учёными с применением методов сравнительной метагеномики, флюоресцентной гибридизации in situ (FISH) и электронной микроскопии было обнаружено большое разнообразие патогенов растений, связанных с галлами. Кроме того, были обнаружены эндосимбионтные бактерии, которые могут потенциально вызывать галлы, что нуждается в экспериментальном подтверждении. Галловые клещи могут служить переносчиками вредоносных агентов для растений. Например, исследователями был обнаружен патогенный вирус Betabaculovirus — потенциальный объект биологического контроля популяций клещей-вредителей сельского хозяйства.

«Исследование симбионтных микробиомов — это мощный инструмент анализа живых организмов как целой экосистемы, включающей в себя множество групп ассоциированных микроорганизмов. Дальнейшие успехи агробиотехнологии во многом будут опираться на результаты подобных исследований»,подчеркнул первый проректор ТюмГУ Андрей Толстиков.

Институт X-BIO ТюмГУ в настоящее время — один из ведущих научно-образовательных центров России в области биобезопасности растений, в котором реализуются мероприятия стратегического проекта «Биобезопасный мир» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», выполняются комплексные исследования по программе деятельности Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня.

В ТюмГУ в настоящее время выполняется крупный проект «Микробиомы агроценозов: масштабный скрининг, мониторинг и методы управления консорциумами микроорганизмов для регенеративного земледелия» под руководством академика РАН Андрея Лисицы по гранту Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы по разделу «Поиск и изучение микроорганизмов и микробных сообществ почв, животных и растений».

"