Posted 16 декабря 2020, 02:07
Published 16 декабря 2020, 02:07
Modified 19 августа, 18:17
Updated 19 августа, 18:17
«Наш город» уже писал, что работники АО «ТПАТП № 1» создали независимый профсоюз. Отношение к нему у многих скептическое, потому что он не имеет юридического статуса. Это лишает его возможности быть в суде истцом или ответчиком и профсоюз не может завести счёт в банке. Сопредседателем профсоюза «Движение» является Максим Заварин — один из работников этого предприятия.
АО «ТПАТП № 1» — одно из крупнейших предприятий юга Тюменской области, осуществляющих пассажирские перевозки по городским и садоводческим маршрутам. Последнее время работников ТАПТ № 1 не устраивали две ситуации. Первая: не оплачивалось время простоя на газозаправке.
Водители автобусов, которые работают на газу, простаивали много времени, потому что газозаправка одна для такого пассажирского транспорта. Автобусов на газовом ходу много, поэтому появляются очереди. За это время простоя работодатель не платил. Вторая проблема: несоблюдение федерального отраслевого соглашения на 2020–2022 годы.
Ранее члены независимого профсоюза «Движения» написали коллективное обращение в прокуратуру о нарушении их прав. Ведомство перенаправило заявление в Государственную инспекцию труда Тюменской области. Накануне пришёл ответ. Инспекция труда подтвердила нарушения и порекомендовала обратиться рабочим в суд. Вы можете ознакомится с документами, которые мы прикрепили к публикации.
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в тюменской области Ольга Акулова в письме сообщает Заварину, что на основании статьи 237 ТК РФ Заварин и другие работники АО «ТПАТП № 1» имеют право обратиться в судебные органы для установления факта причинения морального вреда, неправомерными действиями или бездействиями работодателя и установления размеров возмещения морального вреда.
Максим Заварин говорит, что после того как рабочие стали отстаивать свои социально-экономические интересы руководство АО «ТПАТП № 1» запретило, всем подписавшим коллективное обращение в прокуратуру, брать дополнительные трудовые часы.
«Предполагается норма рабочих часов порядка 160-180 часов в месяц. Некоторые мои коллеги работают даже по 250 часов. Люди вынуждены брать больше смен, чтобы заработать деньги, но они не отдыхают, поэтому подвергают опасности жизнь свою и пассажиров. Ещё они убивают здоровье. Те 5-6 тысяч, которые добавят, уйдут потом на лекарства. Нужно не брать дополнительные часы, чтобы зарабатывать, а бороться за увеличение зарплаты вообще», — считает Максим Заварин.
На условиях анонимности «Наш город» нашёл в АО «ТПАТП № 1» человека, который не состоит в новом профсоюзе, но сочувствует его работе.
«Я не могу состоять в профсоюзе, потому что боюсь потерять работу, но я поддерживаю их. Они борются за справедливость. Они добиваются, чтобы зарплата была выше. У нас почасовая оплата — 83 рубля. Профсоюз добился, что с 1 января зарплаты у кондукторов — 103 рублей в час. Премии нам снизили, но мы хоть будем знать точно, сколько мы получим за своё отработанные. Борются, чтобы водителям газовых автобусов оплачивали время заправки. Они реально стоят там часами, потому что заправка одна. Много таких нюансов ещё есть. Ребята молодцы — не боятся ничего, я лично не хочу проблем с начальством, поэтому не выступаю. Большинство работников думают так же», — закончил анонимный источник.
На вопрос редакции, что делает тогда отраслевой профсоюз, который был раньше, источник ответил:
«Есть профсоюз, но они только в грудь бьют и больше ничего. Например, в прошлом году президент дал указ поднять зарплату всем на 4%. Нам подняли на 4 рубля и наш профсоюз говорит, что это они добились», — закончил спикер.
Генеральный директор АО «ТПАТП № 1» Роман Шулепов считает, что с заработной платой в его организации всё хорошо. В АО «ТПАТП № 1» ежегодно осуществляется увеличение базовой тарифной ставки рабочего 1-го разряда, применяемой в целях оплаты труда работников предприятия, в том числе и в 2021 году. При этом данные положения были закреплены еще в апреле текущего года в региональном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту на 2020–2022 годы.
«Заработная плата работникам устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими в АО „ТПАТП № 1“ системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и с соблюдением установленных трудовым законодательством норм и гарантий по оплате труда в случаях выполнения работ в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных», — сообщает Роман Шулепов
Начальник правового отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области Разиля Мадиева сообщает, что к ним поступают обращения, в том числе и от работников предприятий общественного транспорта. За 1 полугодие 2020 года выявлено 21 нарушение прав работников организаций общественного транспорта.
Кроме этого, инспекция труда, после поступления информации о признаках нарушений трудового законодательства, провела административное расследование в АО «ТПАТП № 1». Было установлено нарушение в части невыполнения юридическим лицом АО «ТПАТП № 1» обязательств по отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020–2022 годы.
«В связи с выявленными нарушениями, юридическое лицо АО „ТПАТП № 1“ привлечено к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП РФ», — уточняет Разиля Мадиева
Есть ещё одна точка зрения на сложившуюся ситуацию. Председатель Тюменской территориальной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (входит в структуру ФНПР) Нугуман Залялятинов, считает, что профессиональная этика профсоюзов, закрепленная федеральным законодательством и предполагает обязательное наличие в профорганизациях Устава. В нём указан весь алгоритм работы профсоюзной организации. Устав его профсоюза размещен на соответствующем сайте. Кроме этого, у официального профсоюза ФНПР нет секретов от работников отрасли.
Нугуман Залялятинов опубликовал критическую статью на тюменском сайте ФНПР:
«<…>Почему профсоюз «Движение» находится в подполье?! Может, есть, что скрывать… Судя по тому, что аудиозаписи ведутся без предупреждения своего собеседника и публикуются в сети Интернет, то вывод один — «Вести грязную игру — это основное правило профсоюза «Движение»!!! Задумайтесь, работники предприятия АО «ТПАТП № 1», в следующий раз запишут Вас, и весь разговор станет достоянием общественности. Потом не удивляйтесь, что Вам предъявит судебный иск та сторона, о которой Вы не лестно выражались, полагаясь на честность и порядочность профсоюза «Движения». И вообще, разве это профсоюз!!! Разве вышеуказанные действия можно характеризовать как порядочность, честность, уважение к работникам предприятия!!! Конечно же, нет!!!», - мы сохранили орфографию и пунктуацию статьи. Видно, что автор переживает за профсоюзное дело и чистоту помыслов профсоюзных функционеров.
Нугуман Залялятинов не скрывает, что на предприятии конфликт, что Максим Заварин и его независимый профсоюз "присваивают чужие победы". Пока работники предприятия стоят в очередях на одну газовую заправку их профсоюзные боссы прибегают к разным методам борьбы. Сейчас работники ждут, что еще и прокуратура вмешается в этот конфликт, до судебных разбирательств пока дело не дошло.