Куда в РФ "испаряется мусор", выяснили на Ставрополье

Куда в РФ "испаряется мусор", выяснили на Ставрополье

16 ноября 2018, 20:06ОбществоPhoto: pxhere.com
В конце лета 2018 года работающий на севере Ставропольского края региональный оператор "Эко-Сити" отметил тенденцию увеличения заявок на переоформление договоров. Причиной изменения стало желание контрагентов уменьшить фактические объемы вывозимых отходов. Куда "испаряется" мусор, разбирался NewsTracker.

Исчезли лимиты - исчезли доходы

Как рассказал агентству исполнительный директор ООО "Эко-Сити" Евгений Сабельников, к регоператору стали обращаться бизнесмены с просьбами сократить количество вывозимого мусора. На вопрос о причинах переоформления договора оператор чаще всего получает ответ, что у клиента нет столько мусора, сколько указано в документах. При этом главным аргументом для переоформления является постановление правительства РФ от 30.06.2016 №505 о правилах коммерческого учета, которое дает право размещающимся в отдельно стоящих зданиях юрлицам на расчет оплаты по фактическому количеству мусора или по нормативу.

О постановлении заговорили в самом начале мусорной реформы, комментарии в СМИ позволили контрагентам начать активные действия по переоформлению договоров.

При этом корень проблемы кроется в 2009 году, в который малый и средний бизнес перешел на декларативную форму отчетности по отходам.

"Акт выполненных работ от мусоровывозящей организации теперь является главным документом при составлении отчета", - пояснил исполнительный директор группы компаний, занимающейся экологическим сопровождением предприятий, “ЭкоЛайф” Павел Степанян.

Почему малый и средний бизнес в России пропал с "карты отходов"

Практически сразу после появления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в РФ сформировался специфический рынок проектных организаций, осуществляющих экологическое сопровождение предприятий. Эти организации обрабатывали и обрабатывают данных для проекта по отходам и отправляют их для рассмотрения и утверждения в природоохранные органы.

Как рассказал Степанян, сейчас рынок переживает изменения. С 2009 года отмечается сокращение рынка ПНООЛР, при этом законодательная тенденция освобождения организаций от ПНООЛР полностью сохраняется.

"С нового года в стране поменяется принцип деления организаций по категориям для экологического учета. С 2019 года делить компании будут по уровню негативного воздействия на окружающую среду, а не по масштабу деятельности, форме собственности или типу надзорности, как это происходит в настоящее время. Организации 3-й и 4-й категории освободят от обязанности подготовки проектной документации по отходам. Сюда относятся детсады и школы, образующие твердые коммунальные отходы, которые, в свою очередь, имеют повышенный класс опасности", - рассказал Степанян.

В России истинная картина по отходам давно уже не доступна госконтролю. Бизнес сообщает явно не соответствующие количеству сотрудников объемы отходов. Такое несоответствие компании объясняют наличием удаленных сотрудников или частыми командировками работников, при этом подтверждения сказанного от них никто не требует. Как считает собеседник агентства, ПНЛООР был и остается единственным действенным инструментом создания реалистичной карты отходов.

Беспомощное Минприроды

Чтобы разъяснить ситуацию, "Эко-Сити" запросило в Минприроды информацию по объемам мусороообразования за прошлые годы. На запрос поступил ответ, что из-за несовершенства информационной базы ведомство не может отфильтровать данные по указанным оператором параметрам. Получается, что отвечающий за формирование логистики отходов региональные оператор не может получить реальной информации о фактическом размере отходов юридических лиц Ставрополья. Это развязывает руки компаниям, которые сами определяют объем вывозимых с предприятия отходов.

Конечно, реальные объемы отходов не уменьшается, что выгодно "мусорным пиратам". Последние не имеют регистрации в списках регоператоров, вывозят мусор не на платные полигоны, а куда придется. Услуги таких частных компаний на порядок дешевле официальных, они вывозят мусор под видом другой категории и предоставляют своим клиентам недостоверные отчеты.

Логистический разрыв в мусорном законодательстве

Как ни парадоксально, но отвезенные "мусорными пиратами" на стихийные свалки отходы кто-то должен убирать. В большинстве случаев это делает регоператор, так как практически весь мусор предприятий относится к категории ТКО. Оплату оператор получает из бюджета, что для многих муниципалитетов является непосильной нагрузкой. На плечи налогоплательщиков ложится оплата причиненного вреда природе, в котором повинны не желающие платить за официальный вывоз компании.

Мусорная бомба в федеральных масштабах

Как считает собеседник агентства, запуск мусорной реформы в 2019 году приведет к быстрому распространение схемы образования несанкционированных свалок по всей России.

По словам Сабельникова, для того, чтобы избежать такого развития ситуации, требуется усилить контроль со стороны природоохранных ведомств. Российское законодательство должно получить способы контроля организаций, скрывающих реальные объемы отходов, жесткого контроля образования и движения мусора и гарантировать оператору доступ к необходимым для нормальной работы данным. Еще одна проблема - отсутствие единой единицы измерения объема отходов, в настоящее время в разных документах и правилах используют и тонны, и кубометры.

"Чтобы не дать нагло работающим на мусорном рынке "серым" схемам существовать, необходимо принять новые федеральные законы "прямого действия" и обеспечить содействие правоохранительных и природоохранных органов, властей и прокуратуры", - подчеркнул Сабельников.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter