Posted 15 декабря 2016,, 05:47
Published 15 декабря 2016,, 05:47
Modified 11 ноября 2022,, 19:54
Updated 11 ноября 2022,, 19:54
Роман Николаевич, схема теплоснабжения в Тюмени была принята четыре месяца назад. Можно ли уже говорить о первых результатах?
— Схема — это всего лишь инструмент. Все зависит от того, насколько качественно она проработана. Это инструмент для того, чтоб упорядочить развитие системы теплоснабжения, чтобы она не хаотично развивалась, а учитывала все эффекты: от энергосбережения, от реализованных за счет инвестиций мероприятий и т.д., чтобы не было перекосов, неэффективно вложенных денег, коррупции…
По опыту экспертиз, уже при первой актуализации схемы, становится понятно, насколько она эффективна и есть ли в ней ошибки. А это можно увидеть примерно через год после принятия. Бывает так, что после актуализации приходится разрабатывать схему заново.
В прошлом году 25% муниципалитетов не получили паспорта готовности к зиме. Насколько я знаю, ежегодно у коммунальщиков примерно одинаковый уровень подготовки к холодам, при этом их начали «браковать» только сейчас. Почему?
— В прошлом году по всей России ужесточились правила по проверке готовности к зиме муниципалитетов. Если раньше смотрели, есть или нет запас топлива, то теперь проверяют возможность осуществлять производственную деятельность в холода, качество проверки повысилось. Появились критерии проверки. К этому муниципалитеты оказались не готовы.
А какие критерии, если не секрет?
— Все перечислять не буду. Например, раньше было так: организации по плану нужно заменить 100 м трубы. Они 100 м заменили, они молодцы, готовы к зиме. Теперь надо отвечать на вопрос: «А ты сможешь свои функции выполнить с такой трубой?» Система должна отвечать критериям надежности.
Некоторые коммунальщики жалуются: «Ой, у нас котельная аварийная, надо строить новую» и просят для строительства огромные деньги из бюджета, то очень возможно, что и в старой котельной можно навести элементарный порядок без излишних инвестиций и обеспечить ее надежную работу.
Для Тюмени, как, думаю, и для многих других регионов, актуальна тема старых труб — зимой очень большое количество порывов. Что бы вы предложили в качестве выхода из ситуации?
— Ситуация не уникальная, таких случаев очень много по стране, аварийность растет. В некоторых регионах происходит пять порывов на один километр в год! Это очень много. Решения есть, причем низко затратные.
Поменять трубу можно, но в это нужно вложить деньги. А можно за гораздо меньшие деньги продлить ей жизнь. Условно говоря, если раскопали порыв, то сразу нужно проверить этот трубопровод на 10 м вправо и влево, ведь если здесь прогнило, значит рядом тоже может скоро прогнить. Нужно выявить причину этого порыва и устранить ее. Тогда не придется раскапывать каждый год, а то и несколько раз за сезон, на одном и том же месте или рядом с ним.
Если аварийные службы теплоснабжающего предприятия будут простимулированы на отсутствие повторных «раскопок», то организация очень быстро выйдет на практически безаварийную работу. В некоторых городах России коммунальщики приняли этот подход на вооружение и с его помощью сумели сократить статистику порывов за год в 20 раз.
Практика показывает, что в отрасли есть резервы. И если некоторые коммунальщики жалуются: «Ой, у нас котельная аварийная, надо строить новую» и просят для строительства огромные деньги из бюджета, то очень возможно, что и в старой котельной можно навести элементарный порядок без излишних инвестиций и обеспечить ее надежную работу.
Вроде, обыденные, не сложные вещи. Почему, на ваш взгляд, руководители организаций этого не понимают?
- Наверное, не плохо, что в отрасль пришли грамотные экономисты и юристы, но когда они начинают руководить теплоснабжающими организациями, им не хватает компетенции и понимания сути процессов. Поскольку система теплоснабжения — одна из сложнейших коммунальных систем, в ней «с наскока» не разобраться, особенно представителям совершенно не близких к ЖКХ профессий.
Каковы, на ваш взгляд, причины снижения надежности теплоснабжения?
— Причин много. Во-первых, это повсеместная убыточность теплоснабжающих организаций, что вызывает нехватку средств на проведение ремонтных и инвестиционных кампаний. Введенный в 2015 году норматив предпринимательской прибыли номинально составляет 5% от валовой выручки, однако за вычетом топлива и потерь фактически соответствует 1,5- 2%, что сегодня явно недостаточно, с учетом реальной платежной дисциплины, инфляции и иных отраслевых факторов.
Далее, сложности с взысканием долгов в адрес теплоснабжающей компании.
Также это может быть передача муниципального имущества в аренду или концессию недобросовестной организации.
Низкое качество теплопотребления, нарушение режимов потребления тепловой энергии, в т.ч. завышенные расходы теплоносителя в зданиях и возврат некачественного теплоносителя.
Ну и последняя причина, как я уже отмечал, это низкий профессиональный уровень руководителей теплоснабжающих организаций.
Наверное, не плохо, что в отрасль пришли грамотные экономисты и юристы, но когда они начинают руководить теплоснабжающими организациями, им не хватает компетенции и понимания сути процессов. Поскольку система теплоснабжения — одна из сложнейших коммунальных систем, в ней «с наскока» не разобраться, особенно представителям совершенно не близких к ЖКХ профессий.
Установившаяся сегодня система сдерживания темпов роста тарифов на коммунальные ресурсы без практики системного анализа самих значений тарифов привела к негативным последствиям как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций. Что бы вы предложили по регулированию тарифов?
— Я считаю, что основой ценообразования в отрасли должно стать не регулирование на основе исторически сложившейся базы тарифа, а формирование тарифных формул на основе сравнения с имеющимися аналогами и со средними сложившимися ценами, нормирования затрат топлива, электроэнергии, срока службы оборудования и др. (например, двухставочный тариф: ставка за энергию рассчитывается от согласованного удельного расхода топлива, электроэнергии и воды на реализацию (или отпуск) 1 Гкал тепловой энергии; ставка за мощность определяется по нормативу на единицу обслуживания (м? или м? подключенных зданий или количество единиц обслуживания) и предела возможной цены для потребителей, исходя из стоимости альтернативных способов теплоснабжения или теплообеспечения в данной конкретной системе.
Применение методов тарификации по тарифным формулам и индикаторам должно способствовать появлению реальных стимулов для снижения издержек.
К счастью, федеральная антимонопольная служба тоже заявляет о движении этом направлении. Надеюсь, что это позволит остановить рост тарифов там, где он уже чрезвычайно высок, а там, где теплоснабжающие предприятия недофинансированы — они смогут, наконец, получить необходимые средства для обеспечения надежного теплоснабжения.