Социальные пособия: что изменилось в выплате декретных и больничных

Социальные пособия: что изменилось в выплате декретных и больничных
Социальные пособия: что изменилось в выплате декретных и больничных
15 ноября, 16:12ОбществоФото: pexels.comСоциальные пособия: что изменилось в выплате декретных и больничных
В России с 1 января 2021 года изменились правила выплаты социальных пособий. Сейчас Фонд Социального страхования РФ перечисляет деньги за больничный лист и декретный отпуск, используя механизм «Прямые выплаты». Рассказываем, как получить законные выплаты и почему работодатель больше не может задержать выплату пособий.

Пособия по-новому

Все регионы Российской Федерации к началу 2021 году перешли на прямые выплаты пособий из средств Фонда Социального страхования. К примеру в Тюменской области пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты» реализуется с 1 июля 2020 года.

Фото:Фонд социального страхования РФ

За это время многие россияне уже получили социальные выплаты по новым правилам, кто-то ещё нет. Но тем и другим будет интересно узнать о порядке перечисления за больничный и декретный отпуск.

Раньше работающие россияне получали социальные выплаты от своего работодателя. Но на самом деле деньги на пособия выплачивались Фондом соцстраха, бюджет которого составляют страховые взносы ИП и организаций, отчисляемых ими за каждого сотрудника. При наступлении страхового случая: болезнь, травма на производстве или беременность — работодатель выплачивал пособие из собственных средств, а потом Фонд возмещал эти расходы из своего бюджета.

Такая схема называлась «зачетной», но у неё были недостатки. Проблемы возникали тогда, когда у работодателя не хватало собственных средств для оплаты пособий и соответственно сотрудник получал пособие с задержкой. А когда человек болеет или у него не иждивении малолетние дети — остаться без денег очень неприятно.

Новый порядок — механизм «Прямые выплаты» — это выплата пособий напрямую из Фонда социального страхования без привлечения средств работодателя.

Как работает новый механизм «Прямые выплаты» и что важно знать работникам и работодателям, рассказали в Фонде социального страхования.

Фото:1 MI

Что изменилось с введением нового порядка выплат?

Изменился порядок взаимодействия Фонда соцстрахования, работодателя и работника.

Теперь для получения больничного работнику необходимо заполнить специальную форму сведений, утвержденную Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 26 (вступил в силу со 2 мая 2021 года), где указываются основные данные работника: ФИО, адрес регистрации, документ, удостоверяющий личность, а также - предпочтительный способ выплаты пособия. Заполняется такая форма ОДНОКРАТНО при трудоустройстве или первом обращении за пособием. Повторно заполнять форму сведений потребуется только в том случае, если какие-либо данные работника поменяются (фамилия, банковский счет и т.д.). Представляет необходимые документы и справки, работодателю, а тот в свою очередь направляет их в ФCC в электронном виде (в форме реестра сведений) либо предоставляет полный пакет документов на бумаге (в случае если среднесписочная численность сотрудников 25 человек и менее), а ФСС напрямую выплачивает работнику пособие.

Важно! Принцип расчёта и размер пособий не меняется.

Какие преимущества дает механизм прямых выплат?

Цель нового механизма соцвыплат — улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Преимущества прямых выплат для работников и работодателей:

  • Работники получают гарантированные выплаты в полном объеме без задержек;
  • Работодателям больше не нужно выводить деньги из оборота для выплаты соцпособий;
  • Для предприятий отпадает необходимость обрабатывать, рассчитывать пособия;
  • Автоматизированная система исключает нарушения при назначении пособий.

Какие социальные пособия будут выплачиваться напрямую?

ФСС напрямую выплачивает работникам пособия, которые закреплены за ними трудовым законодательством РФ:

пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

оплата отпуска лицу, пострадавшему на производстве (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска).

Как новый механизм прямых выплат социальных пособий работает на практике?

На самом деле, чтобы получить пособие, работнику ничего особенного делать не придётся.Как и раньше, его задача — предоставить специальную форму сведений, в случае её отсутствия и больничный лист или другие документы. Для работодателя механизм стал проще и менее затратным. Итак, каким образом происходит выплата соцпособий работнику.

Фото:1 MI

1. Работник предоставляет работодателю пакет документов и заявление на соответствующий вид пособия. Пакет документов зависит от вида причитающегося пособия.

Больничный:

  • листок нетрудоспособности — «больничный» в бумажном или электронном варианте;
  • документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка).
  • при необходимости, справка о сумме заработной платы по установленной форме (данная справка предоставляется при наличии в расчетном периоде заработка, полученного у другого работодателя);
  • если работник работает в нескольких местах, у него могут потребовать справку с места работы у другого страхователя о том, что выплата пособия этим страхователем не осуществляется.

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у другого работодателя. Если заработка в двух предшествующих годах не было или он был минимальный, то расчет будет начисляться исходя из минимального размера оплаты труда.

Единовременное пособие при рождении ребенка:

  • оригинал справки о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСом;
  • справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось;
  • если родитель осуществляет предпринимательскую деятельность, то предоставляются справка из соцзащиты и трудовая книжка неработающего родителя;
  • копия свидетельства о расторжении брака — в случае, если брак между родителями расторгнут.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:

  • копии свидетельств о рождении (усыновлении) на всех детей, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
  • в случае смерти предыдущего ребенка предоставляется копия свидетельства о смерти;
  • справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось;
  • если родитель осуществляет предпринимательскую деятельность, то предоставляются справка из соцзащиты и трудовая книжка неработающего родителя;
  • справка о сумме заработной платы… по установленной форме (при наличии в расчетном периоде заработка, полученного у другого работодателя).

Важно! Документы для назначения (или продолжения выплаты) пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет представляются в отделение Фонда один раз.

Последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет перечисляются с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (конкретной даты зачисления не предусмотрено Постановлением).

Также нужно предоставить работодателю сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий — указать способ и реквизиты для получения выплат: на карту «Мир», на счет в банке без привязанной к нему карты или почтовым переводом.

Фото:pexels.com

2. Затем работодатель в срок не позднее 5 календарных дней передаёт в территориальный орган ФСС РФ сведения о работнике в электронном виде или документы, необходимые для назначения и выплаты пособия.

3. Фонд социального страхования проверяет документы, производит расчет и назначает пособие.

В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия.

Пример: Сотрудница ушла в отпуск по уходу за ребенком 10 ноября 2020 года. Работодатель представил документы в ФСС 14 ноября. Фонд выплатил пособие 20 ноября за ноябрь месяц (с 10 по 30 ноября).

ВАЖНО! Фонд социального страхования производит расчет суммы причитающегося пособия на основании сведений (данных для расчета) предоставленных работодателем. Также от полноты и достоверности указных сведений зависит своевременная выплата пособия.

Куда обращаться, если возникнут спорные вопросы?

На сайте Фонда социального страхования РФ есть специальный сервис — личный кабинет как для для работодателя, так и для физлиц — получателей услуг Фонда. Войти в личный кабинет можно по логину и паролю из аккаунта на Едином портале госуслуг.

В личном кабинете можно увидеть расчет пособия, статусы прохождения сведений — от работодателя в Фонд и далее в банк или на почту.

Если нужна консультация специалиста, можно позвонить на горячую линию Тюменского регионального отделение ФСС по телефону: 8-800-201-8072. Также вся информации, касающаяся прямых выплат социальных пособий есть на сайте Тюменского регионального отделения ФСС.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter