Posted 14 мая 2017,, 06:14

Published 14 мая 2017,, 06:14

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Приоритет у пешехода: как будет развиваться транспортная сеть Тюмени?

14 мая 2017, 06:14
«На первом месте — пешеходы, на последнем — велосипедисты», — к таком мнению о приоритетах в развитии городской среды пришли участники дискуссии, состоявшейся 12 мая в рамках выставки «Тюмень — наш дом». Согласны ли с этой точкой зрения эксперты, выяснял корреспондент NashGorod.ru.

«Наш город нуждается в создании гармоничной инфраструктуры, главным ориентиром в которой должны стать потребности пеших жителей», — пожалуй, именно так можно сформулировать основной тезис экспертной встречи, прошедшей в выставочном зале на Севастопольской. В работе дискуссионной площадки приняли участие специалисты ведущих проектно-исследовательских организаций — директор по развитию A+S Транспроект Кристиан Беттгер, представитель института территориального планирования «Град» Игорь Пеньевский, доцент ТИУ Артур Петров. В роли экспертов выступили глава Тюмени Александр Моор, заместитель начальника ГУС Андрей Чистяков и другие.

«Именно транспорт является тем, что больше всего отображает суть города. Этой системой пользуются все — она дирижирует развитием и определяет перспективы тех или иных территорий», — отметил в начале мероприятия модератор дискуссии Павел Белявский. «Наш самый ценный ресурс — время. Чем больше становится Тюмень, тем больше времени тратится неэффективно», — добавил во вступительном слове глава администрации Александр Моор.

Главный в городе — пешеход

Еще в начале обсуждения эксперты сошлись во мнении, что транспортной политикой города нужно управлять, необходима выверенная стратегия, а следовательно, нужно расставлять приоритеты. «Какому участнику движения нужно отдавать преимущество при проектировании транспортной сети?», — обратился с вопросом к собравшимся Павел Белявский. Высказать свое мнение на эту тему предложили как спикерам, так и гостям мероприятия — проголосовать, подняв карточку с соответствующей пиктограммой мог каждый.

Результаты оказались ожидаемыми лишь отчасти — как и предполагали организаторы, большая часть аудитории поддержала идею о том, что главный в городе — пешеход. На второй строчке в рейтинге приоритетов разместились пользователи общественного транспорта, а на третьей — владельцы автомобилей. Велосипедисты оказались на последнем месте.

«Вообще, современный научный подход ставит велосипед на второе место после пешеходов, однако в нашем случае надо учитывать климатические особенности», — прокомментировал позже замдиректора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгений Ташланов. Руководитель согласился с тем, что ориентироваться нужно в первую очередь на пассажиров автобусов и горожан, передвигающихся пешком, однако счел, что список все же должны замыкать пользователи личного автотранспорта.

Бесконечно строить дороги или создавать комфортную среду?

Проблема пробок, нехватки дорог и дефицита парковок давно изучена ведущими специалистами. Как пояснил инженер Кристиан Беттгер, в крупных городах России сейчас наблюдаются абсолютно те же явления, которые имели место в странах ЕС и США десятилетия назад — темпы развития дорожной сети отстают от скорости роста автомобильных парков. Самый простой на первый взгляд способ решения проблемы применили в Америке — там пошли по экстенсивному пути, инвестировав колоссальные средства в развитие дорог. «Подводные камни» такого решения проявились позже — гигантская инфраструктура, состоящая из сотен «хайвеев», потребовала постоянных денежных вливаний, ведь всю эту сеть требовалось обслуживать и ремонтировать.

Альтернативный вариант — действовать проактивно, т. е. организовать инфраструктуру таким образом, чтобы потребность в личных автомобилях снижалась. По мнению сотрудника института «Град» Игоря Пеньевского, это может выражаться не только в развитии автобусных перевозок. «Необходимо состыковывать различные транспортные модели», — отметил он. Как пояснил Пеньевский, городу нужны системы перехватывающих парковок, велопрокатов и иные решения, позволяющие жителям комбинировать виды транспорта, находя для себя оптимальный способ передвижения.

Каким путем пойдет Тюмень?

Эксперты, выступившие после Пеньевского, в свою очередь констатировали, что часть проактивных решений уже внедряется — за минувшие несколько лет в городе запустили систему информирования пассажиров автобусов через мобильные приложения, реализован пилотный проект платных парковок «Тюмень. Паркинг», на пути от улицы Дружбы до Червишевского тракта развернута система мониторинга транспортной обстановки и адаптивного управления светофорами, появился экспресс, соединяющий город с аэропортом Рощино. Кроме того, в областном центре продолжают строиться магистрали непрерывного движения, использование которых выгодно не только автомобилистам, но и системе транспорта в целом.

Судя по всему, областной центр будет и дальше развиваться по современным сценариям. В ближайшие годы в Тюмени планируют продолжить внедрение инфраструктурных новинок, призванных оптимизировать транспортную обстановку. Будет модернизироваться парковочное пространство, на остановках появятся электронные табло-таймеры, а на линиях появятся современные комфортные автобусы. Как именно и в какие сроки будет происходить этот процесс- покажет время.

"