Posted 14 мая 2015,, 11:41

Published 14 мая 2015,, 11:41

Modified 11 ноября 2022,, 19:33

Updated 11 ноября 2022,, 19:33

В тесном вагоне навстречу неизвестности

14 мая 2015, 11:41
В преддверии Дня Победы в Тюменском драмтеатре поставили спектакль «Эшелон» о силе духа, о мужестве и терпении, о доброте и любви – о душе русского человека, которая может засверкать самыми красивыми гранями и раскрыться только в тяжелых обстоятельствах.

К спектаклям, поставленным к какой-то памятной дате, выработалось скептическое отношение – это же постановка для галочки, потому что положено. Поэтому постановщику и актерам вдвойне сложнее достучаться к сердцам зрителей. Сложно, но не невозможно – это доказали режиссер Владимир Чернядев и актеры, занятые в спектакле «Эшелон».

Его действие сосредоточено в импровизированном вагоне, представленном в виде гигантского куба с раздвигающимися рамами-дверями. Большую часть времени герои проводят в замкнутом пространстве: их эвакуируют с территории военных действий куда-то на юг, навстречу неизвестности. В вагоне едут, в основном, женщины – у каждой своя история, своя боль и своя правда. Мы погружаемся в пучину личных драм, конфликтов, среди которых и ревность, и склоки в очереди в туалет, и противоборство разных взглядов на жизнь.

Тусклые краски, скудная обстановка подчеркивают чувство неизвестности и страха, которым наполнена бесконечное перемещение по просторам страны. На переднем плане кусок железной дороги – рельсы и шпалы на камнях. Символ пути, перемещения, поисков себя и своего места в мире. Он постоянно на виду, от него не убежать, с какого места в зале ни смотри на героев, перед ними будут рельсы. Так и герои не могут уйти от своей судьбы и двигаются навстречу неизвестности.

Музыки в спектакле почти нет, но это с лихвой компенсируется голосами: пожалуй, столько криков не встречалось мне ни в одном спектакле до этого. С одной стороны, гнетущая обстановка эвакуации изъедают и истощает души – и сорваться на крик проще простого, но с другой – через несколько десятков минут ты устаешь воспринимать происходящее, постоянные высокие ноты и надрыв в голосе изматывают.

Самое удивительное в «Эшелоне», как преображаются его героини на протяжении представления: чем с большими неприятностями и невзгодами им приходится сталкиваться, тем больше человечности в них пробуждается. И они уже готовы отдать последнее, чтобы помочь босой голодающей нищенке с Черниговщины, хотя и знают, что таких несчастных сотни и тысячи, и накормить каждого не получится.

Дерзкая и внешне поверхностная Лавра за время спектакля превращается в заботливую и безмерно добрую женщину, готовую выслушать, приютить и согреть любого. Нельзя пройти мимо этой героини, Кристина Тихонова исполнила ее роль просто блестяще.

Очень выразительно сыграна и убитая горем и страдающая Катя (Ольга Игонина), которая в начале не спит ночами, но потом берет себя в руки и заботится не только о сыне, но и о соседях по вагону. «Мы были чужие друг другу, незнакомые, а теперь все мы как сестры, мы одна семья», - говорит в конце спектакля Галина Дмитриевна (Ирина Тутулова). Пожалуй, пробуждение человеческого, сострадания к людям – главное, что поражает и восхищает в этом спектакле.

"