Posted 13 февраля 2020,, 05:55

Published 13 февраля 2020,, 05:55

Modified 20 октября 2022,, 03:53

Updated 20 октября 2022,, 03:53

Много детей страдают из-за жестокости в семье

Тюменцы спорят, нужен ли стране «закон о домашнем насилии»

13 февраля 2020, 05:55
Фото: 1Mi
Много детей страдают из-за жестокости в семье
В России активно обсуждают возможность принятия закона о профилактики семейно-бытового насилия. Одни уверяют, что такой закон необходим, так как есть много случаев когда женщины и дети страдают от домашних тиранов, а защитить их никто не может. Другие считают, что он еще больше разрушит институт семьи.

Тюменка Александра Преображенская уже несколько лет пытается освободиться от контроля со стороны своего бывшего гражданского супруга и с нетерпением ждет принятия нового закона.

«С Валерой (имя изменено ред.) мы познакомились в 2012 году, когда мне было 25 лет. Сначала все было очень красиво: цветы, подарки, много внимания. Тогда я думала, что это настоящая любовь и не понимала, что на самом деле это было начало тотального контроля над моей жизнью. Мы прожили вместе четыре года. У нас есть общий ребенок. В 2016-м, после многих конфликтов и даже побоев, мы расстались. Однако, я до сих пор нахожусь под его гнетом. После нашего расставания он всегда находит повод обращения ко мне-звонит или приходит якобы с вопросами о ребенке, но потом разговор переходит на меня и иногда заканчивается рукоприкладством», — рассказала Александра.

Агрессия от безнаказанности

Со слов женщины, причины такого агрессивного поведения ее бывшего сожителя в том, что он уверен в своей безнаказанности.

«Последние шесть лет я часто обращалась в правоохранительные органы, но все чего мне удалось добиться это то, что в январе 2020 года в отношении него было возбуждено два административных производства. В полиции и в прокуратуре говорят, что это семейный конфликт, даже сейчас, когда мы не живем вместе уже четыре года», — пояснила она.

Также Александра рассказала, что среди ее знакомых теперь есть не мало женщин, которые страдают в семье от тирании и вынуждены терпеть, потому что закон их никак не защищает.

«Женщины боятся уйти, потому что знают — после расставания будет еще хуже. Мы вынуждены сидеть чуть ли не по норам, скрываться, а когда выходим куда-то, должны постоянно оглядываться и бояться, нет ли где поблизости этого человека, который по своей безнаказанности возомнил себя «Богом».

Именно этими причинами женщина обосновывает свою позицию за поддержку и принятие данного закона.

Помощи ждать неоткуда

Также в своем инстраграмме Александра опубликовала видеофильм, на котором три молодые женщины выступают за принятие «закона о семейном насилии».

На видеокадрах они рассказывают журналисту, как супруги над ними издевались, а обратиться за помощью было некуда. Чтобы женщине хоть как-то наказать своего обидчика нужно пройти медэкспертизу, написать заявление в полицию, потом обратиться в суд, где необходимо доказать, что ей нанесен вред хотя бы средней тяжести. И то чаще всего виновнику грозит только штраф.

«Сейчас действует консервативное ложе, которое запугивает людей. В 127 странах этот закон действует, и там нет каких-то последствий таких, которыми они пугают. Людей запугивают отъемом детей, который на самом деле регулируется семейным кодексом, а не этим законом. Это какая-то самая настоящая пропаганда, которая заставляет людей бояться этого закона и не принимать его», — рассказывает на видео директор кризисного центра «Мятеж» Алена Санникова.

Спасалась бегством через окно

Поддерживают принятие закона о профилактике домашнего насилия и в тюменском центре «Семья».

За 2019 год в центр обратилось четыре женщины, которые пострадали от насилия в семье. В основном туда обращаются уже в критических ситуациях, когда больше бежать некуда. Зачастую женщины до этого годами терпят домашних тиранов.

«Был случай, когда одна пострадавшая спасалась бегством через окно, ей помогали соседи, а обидчик в это время ломился в дверь. Конечно, очень много тех, кто просто звонит, но большинство из них к нам не приходят, потому что находят другие решения. Кто-то не решается уйти из семьи, кому-то удается найти помощь у родственников или еще где-то», — рассказала Алена Чайковская, психолог, сотрудник центре «Семья».

Она также пояснила, что считает необходимым принятие данного закона, потому что зачастую женщины пишут заявления в полицию, но ничего не происходит.

«Мужчина никак не наказывается, а ей после этого еще сильнее достается. Когда дома есть тиран, то страдает не только женщина, но часто и дети», — пояснила она.

Как на это смотрит закон сейчас?

В правоохранительных органах не согласны с тем, что полицейские часто бездействуют, утверждая обратное.

В пресс-службе УМВД по Тюменской области корреспонденту «Нашего города» пояснили, что по всем сообщениям о правонарушениях или преступлениях сотрудники полиции реагируют, не важно подтвердилось оно или нет. По каждому случаю проходит проверка, после чего уже принимается процессуальное решение.

В ведомстве пояснили, что есть ряд статей в уголовном и в административном кодексе. Действия полицейских зависят от степени тяжести вреда здоровью человека, если просто бьет, есть статья побои, есть административная ответственность, уголовная. Человек привлекается к ответственности, с ним работает участковый.

«Есть проблема в том, что женщина сегодня пишет заявление, а завтра приходит забирает его, сказав, что они помирились», — прокомментировал Антон Каморников, заместитель начальника отдела информации и общественных связей регионального УМВД.

В прокуратуре корреспонденту «Нашего города» также пояснили, что если пострадавший человек, который написал заявление в полицию, не согласен с тем, как правоохранительные органы проводят проверку или с принятым решением, то он может обратиться в прокуратуру и тогда будет проведена проверка.

Как выглядит законопроект сейчас?

Согласно законопроекту, семейно-бытовым насилием считается умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

К числу людей, которые могут подвергаться насилию, относятся не только кто-то из супругов, но и лица, имеющие общего ребенка (детей), близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство иные лица, в отношении которых есть основания полагать, что им вследствие СБН могут быть причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред.

Основанием для осуществления мер профилактики СБН является не только личное обращение граждан, граждан, которым стало известно о свершившемся факте СБН, а также об угрозах его совершения в отношении лиц, находящихся в беспомощном или зависимом состоянии.

В таком случае для профилактики воздействия среди прочих мер будут осуществляться профилактический учет, профилактический контроль, социальная реабилитация лиц, подвергшихся СБН, а также защитное предписание, которое запрещает нарушителю вступать в контакты, общаться с лицом (лицами), подвергшимся (подвергшимися) СБН, в том числе по телефону, с использованием сети «Интернет». При этом срок действия защитного предписания составляет 30 суток с момента его вынесения.

В связи с этим, многие люди опасаются, что могут возникнуть и такие ситуации, когда кто-то из недоброжелателей донесет на семью, что там применяется, или даже только может быть применено какое-то насилие в отношении ребенка. После чего его просто заберут на месяц из семьи до выяснения всех обстоятельств, а родители даже не будут знать, где он находится. Пугают людей и многие другие пункты.

Таким образом условно благополучные семьи ведутся на агитацию того, что закон против семьи. Поэтому благополучное большинство против, не думая о пусть даже единицах которых может защитить закон.

В субботу, 8 февраля, председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев заявил, что текущая версия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия несет в себе риски для института семьи в целом.

«Закон разрушает семью»

«Важно обратить внимание на тех, кто продвигает этот закон. Оксана Пушкина, Ирина Роднина имеют гражданство США. Дочь последней недавно получила премию ЛГБТ сообщества», — сообщил экс-депутат, глава регионального отделения общества «Двуглавый Орёл» Игорь Ракша.

По его словам, главная цель этого законопроекта, разрушить семью, чтобы мужчины боялись жениться.

«Нам достаточно посмотреть на пример других стран, где действует такой закон. Ситуация нигде не улучшается, а наоборот. Родители боятся лишнее слово сказать. Дети пишут на них заявления, после чего те лишаются права находится дома, а их чада творят что вздумается. К примеру, в Германии дочь-подросток выгнала отца из дома за то, что он не хотел пускать ее на дискотеку. Девочка просто позвонила в полицию и пожаловалась — приехали, наложили охранный ордер. Отец месяц жил в машине. Если мы хотим идти по примеру Европы, то пожалуйста, сегодня мы уже знаем, что недавно там прошло два аукциона по продаже детей для однополых семей», — рассказал Игорь Ракша.

Родительский комитет против

Член правления тюменского родительского комитета Андрей Генерозов высказался, что есть немало случаев, когда конфликт не перешел каких-то граней, но воспринят женщиной, как угроза и передан правоохранительным органам. После принятия этого закона такой поступок может выплеснуться в правовое поле и привести к серьезным последствиям. Дать обратный ход уже будет нельзя.

Также, по его словам, когда речь идет о защите семьи, нужно работать не на последствия, не на то, что сделать с семьей, когда там уже что-то произошло, а на профилактику. Работать с социальным окружением, чтобы не было провоцирующих факторов конфликтов для семьи. Убирать жестокость из СМИ, повышать уровень благополучия семей.

«Когда же государство начинает влезать грубым образом в автономность семьи, то тогда может начаться разрушение семьи», — добавил Андрей Генерозов.

Обрубать на корню

Не поддерживают принятие данного закона и представители русской православной церкви.

«Ситуация с семьей у нас в стране и так не очень благополучная. Семейный институт находится в печальном состоянии, и одна из причин — общественные уклады. Когда в обществе считаются приемлемыми разводы, аборты, сожительство. Если бы люди даже в мысли не могли подумать о разводе, тогда они бы искали пути примирения друг с другом. Причина конфликтов — отсутствие любви с одной стороны, и неумение во время „ставить на место“ другого человека — с другой. Иногда одна сторона готова прощать, даже когда другая сторона унижает и не просит прощения: в дальнейшем это приводит к тяжелым последствиям. Все негативные начинания нужно прерывать на корню. Важно с самого начала отношений не позволять себя унижать даже в малейшем», — пояснил председатель издательско-информационного отдела тобольской митрополии протоиерей Григорий Мансуров.

Священник также подчеркнул, что задача государства и общества должна быть направлена на поддержку семьи.

А как же дети?

Выразили представители церкви и обеспокоенность тем, что закон о профилактике домашнего насилия коснётся и детей.

— Получается, что детей нельзя наказывать. Но тогда как воспитывать? — задается вопросом Григорий Мансуров. — Не раз видел ситуацию, когда ребенку еще четыре-пять лет, а он уже замахивается на родителей, а они это попускают. Но этого нельзя делать, нужно сразу вразумить ребенка. Как это сделать? Может кому-то просто достаточно объяснить или сделать вид, что сильно обиделся на него, а может даже и меры физического воздействия оказать, что бы он понял.

Такой же точки зрения придерживаются и в родительском комитете.

«Любое воспитательное влияние на ребенка может быть интерпретировано как насилие над ним. Даже такой уважаемый педагог, как Антон Макаренко писал в своей книге, что иногда ему приходилось воздействовать на ребят, которых он воспитывал, с помощью физических методов. Вот и родители должны иметь возможность при необходимости поставить ребенка в уголочек, либо ремешочком наказать. А если ребенок может пожаловаться на родителей в любой ситуации, то они теряют свой воспитательный авторитет», — пояснил Андрей Генерозов.

Со слов Григория Мансурова и Игоря Ракши, в декабре 2019 года в общественной палате Тюменской области состоялся круглый стол, на котором обсуждали законопроект о семейно-бытовом насилии, тогда все участники мероприятия высказались против его принятия.

Время покажет

Сейчас законопроект находится на стадии активного обсуждения. На федеральных каналах вокруг него ведется активная полемика. В городах проходят митинги и пикеты, как его сторонников, так и противников. Можно сказать, что общественные деятели буквально разделились на два лагеря, а многие обыватели внимательно следят за новостями, ожидая, во что же это все выльется в итоге.

Конечно, проблема жестокости в семье существует и с этим надо как-то бороться. Не секрет, что у нас хватает случаев, когда женщины, и даже дети, оказываются «заложниками» в собственной семье и им неоткуда получить помощь. Часто такие случаи заканчиваются трагедией. Вспомним, как тюменка убила топором свою 19-летнюю дочь, а тело закопала в огороде. Громкий случай, когда бывший муж, после долгих конфликтов, убил прямо на работе многодетную мать Ириаду Москвину. Практически каждый день можно прочитать в соцсетях о случаях, когда, то муж жену убил, то жена мужа.

Будет хорошо, если с помощью закона удастся избегать таких ситуаций. Но, возможно, ли с помощью законов наладить взаимоотношения между людьми? Не обернется ли он для людей своей изнаночной стороной? Ведь нам приходится часто сталкиваться, когда стариков выгоняют из купленных ими квартир и сделать ничего нельзя, потому что есть такой закон. Когда люди не могут найти управу на бизнесменов, которые делая деньги, забывают о других и лишают их спокойной жизни, потому что все по закону. Когда отца судят за то, что он прочитал переписку своего родного несовершеннолетнего ребенка и, таким образом, нарушил закон.

"