Posted 12 декабря 2011,, 08:33

Published 12 декабря 2011,, 08:33

Modified 11 ноября 2022,, 20:22

Updated 11 ноября 2022,, 20:22

Генеральный план Тюмени: строить нужно для комфортной жизни

12 декабря 2011, 08:33
Тюмень развивается очень активно, сюда стекаются инвесторы, растет численность населения, множатся новостройки и частный сектор, поэтому Генеральный план города, принятый совсем недавно – в 2008 году, уже требует изменений.

Тюмень развивается очень активно: сюда стекаются инвесторы, растет численность населения, множатся новостройки и частный сектор, поэтому Генеральный план города, принятый совсем недавно – в 2008 году, уже требует изменений.

И изменения в него – они же подготовка новой редакции Генерального плана города Тюмени, рассчитанного до 2040 года, – обнародованы для горожан на публичных слушаниях 6 декабря 2011 года. В расчет взяты изменения по численности населения: к 2025 году - 750 тысяч горожан, к 2040 – миллион жителей.

Первое, что требует изменений, – площадь городского округа Тюмень. Сейчас она составляет почти 70 тысяч га – огромная территория. И вся эта территория динамично развивается – значит нужно корректировать план застройки и развития города во благо его жителям, не ущемляя интересы правообладателей объектов, участков. Второе – идентифицировать пространство исторического центра города. Третье – дополнить и реорганизовать систему транспорта. Дальше – развивать многоотраслевую экономику, объединять территории города, повысить устойчивость экосистеме, придать градостроительной политике социальную направленность и т.д.

Как считает представитель омского института территориального планирования «Град» Ирина Стуканева, представившая тюменцам документ, главные проблемы Тюмени: экологическая, территориальные, функциональные. Одна из важнейших территориальных проблем – плотная застройка Тюмени. Если сравнивать ее по России – она на пределе. Плюс к этому сложность транспортной схемы, недостаточно развитая социальная сфера. Экологическая – самая серьезная проблема – Тюмень стоит на болоте, но мы активно загрязняем водный бассейн, почвы и т.д., это связано с тем, что слишком «увлеченно» идет строительство, освоение территорий.

Город исторически поделен на три части рекой и железнодорожными путями, а административно-деловые объекты сосредоточены по большей части в центральной части – то есть горожане вынуждены ехать в центр. Новым Генеральным планом предлагается в каждом планировочном районе организовать общественно-деловой подцентр, чтобы горожане работали и обслуживались в нем, – минимизировать потоки горожан в исторический центр города. Кстати, это уже было предложено доцентом кафедры архитектуры и дизайна ТюмГАСУ Сергей Лесковым на «Публичной лекции» в ноябре. Деловой центр города планируется сдвинуть в Заречную часть города – в район улицы Мельникайте.

Все функциональные зоны претерпели трансформацию, прежде всего, в границах. Во-первых, предложено образование общественно деловых центров во всех планировочных районах, чтобы вынести функции из исторического центра. Во-вторых, сформирована зона исторического центра города. В-третьих, предложено несколько видов новых функциональных зон, одна из которых – зона общественно-делового назначения многофункционального использования для размещения коммерческих деловых комплексов и с возможностью размещения предприятий с небольшими санитарно-защитными зонами. Такие зоны предполагаются в местах между промышленными, жилыми и общественно-деловыми территориями.

Из крупных изменений также предлагается строительство студенческого Наука-града в районе улицы Федюнинского, а также даны предложения по размещению крупных площадок под размещение студенческого кампуса на входе в город со стороны Московского тракта. В Ленинском АО предлагается продолжить строительство набережную реки Туры. Основным плацдармом жилищного строительства остается Восточный АО – это самый подходящий для этого район, а также район Затюменский и территории со стороны Тобольского тракта.

Генеральным планом рассчитано, что малоэтажная застройка в городе составит 54% от площади жилых зон, а многоэтажной, соответственно, - 46%. Резерв территорий для развития индивидуального жилищного строительства есть, считают разработчики.

Что касается объектов социального назначения, то из расчетов предлагается к размещению в Тюмени в области здравоохранения: больничных учреждений общей мощностью 7,8 тысяч коек, амбулаторно-поликлинических учреждений – порядка 5 тысяч, станций скорой помощи, реабилитационные центры, профилакторий, психоневрологический интернат – целый перечень необходимых горожанам объектов просчитан на территории города в целом. В области образования: детсадов – 42,1 тысяч мест, общеобразовательных школ – 46 тысяч мест. Предлагается несколько крупных объектов профессионального образования помимо тех, которые сегодня есть в городе. Эти объекты будут формировать молодежный потенциал города. Также планируются объекты спортивного назначения, пожарной охраны, объекты спецназначения (например, кладбища. В районе Велижанского тракта проектируется площадка с размещением там крематория, со стороны Тобольского тракта – также несколько площадок суммарной площадью 49 га, и в Южной части города в районе существующего Червишевсого кладбища еще определено несколько га).

Ряд промышленных зон, которые есть практически в каждом городском районе, предлагается перепрофилировать. «Это не значит, что объекты, которых около сорока, необходимо сиюминутно вынести из города, мы предлагаем последовательно постепенно перепрофилировать их, изменить мощность для сокращения санитарно-защитных зон», - предлагает разработчик.

А объекты исторического наследия предлагается реанимировать, причем разными путями. «Мы предлагаем разбить территорию на четыре режима ведения строительства и реконструкции по примеру других городов. Мы сформировали эти зоны и предлагаем утвердить такой режим как ведение работ, которые подразумевают реконструкцию, модернизацию участков без сноса зданий – такой режим предполагается в границах улиц Герцена, Коммунистической, Володарского. Второй режим – работы по реконструкции, модернизации со сносом отдельных зданий и с осуществлением строительства на их месте – по улицам 25 лет Октября, Комсомольской, Профсоюзной, Кировской. При необходимости сохранения более 50% конструкции предлагается установить режим комплексной реконструкции – в границах улиц Герцена, Достоевского, Первомайской, Туринской, Чехова. При сносе более 50% - в границах Розы Люксенбург, Чернышевского, Первомайской, Товарного шоссе, Гаспаровской, Профсоюзной».

Транспорт – острая проблема города. Разработчики сразу признались, что весь автотранспорт, который находится сегодня на улично-дорожной сети, цивилизованно разместить не получится, но необходимо пытаться.

Для связи районов с центром помимо существующих мостов и транспортных развязок планируется разместить еще пять: два – через Туру и три путепровода – через железную дорогу.

Сформулированы предложения по строительству и развитию линии скоростного трамвая. Если численность населения возрастет до миллиона человек, то поток пассажиров общественного транспорта составит до 120 пассажиров в час. При формировании сети трамвайных линий необходимо будет увязать в единую сеть нескольких районов города, создать удобные для большинства населения маршруты, предусмотреть строительство путей и конечных станций.

«В Генплане мы рассматривали в целом городской автотранспорт, не уточняя, троллейбусы это будут или автобусы, дизельный, бензиновый или электрический транспорт. Скоростной трамвай, на наш взгляд, разгрузит улично-дорожную сеть, не создаст препятствий для иного транспорта, как троллейбус. Он более перспективен, так как развивает большую скорость, а значит, перевозит больше пассажиров. Для его развития уже разработана схема транспорта, в том числе переходы через реку», - пояснил главный инженер института-разработчика.

В части железнодорожного транспорта предлагается отказаться от грузовых перевозок. Воздушные перевозки должны стать более комфортными с реконструкцией аэропорта «Рощино» и переносом аэропорта «Плеханово» за границы городского округа.

Для нормальной жизни города в городе как воздух необходимы зеленые насаждения. Генпланом предполагается увеличение зеленых насаждений. Общая площадь их к 2040 году должна составить 25,4 квадратных метра на человека (с учетом городских лесов – 44,6 кв.м. на человека).

Добавим, что, не смотря на громадные планы, к 2015 году специалисты прогнозируют спад жилищного строительства, видимо, тогда и начнутся стройки иного масштаба – для развития, а не только для жизни.

Евгения Лямзина

"