Posted 12 июня 2020,, 04:34

Published 12 июня 2020,, 04:34

Modified 21 октября 2022,, 07:41

Updated 21 октября 2022,, 07:41

Тюменские сыровары на грани разорения

12 июня 2020, 04:34
Кризис ударил по производству сыра и производители рискуют бизнесом из-за трехмесячного простоя. Ситуация усложняется введением обязательной маркировки молочной продукции и отсутствием адресных мер поддержки отрасли.

В прошлом году на потребительском рынке для сыроварен сложилась благоприятная ситуация. Наблюдался рост продаж сыра. Эту тенденцию связывают с началом работы системы «Меркурий», которая призвана отследить полную цепочку производства: от коровы до прилавка. Вслед за «Меркурием» власти этим летом планировали начать маркировку молочной продукции, однако отрасль оказалась к этому не готова. Процесс перенесли на 2021 год. Эксперты считают, если маркировку все-таки введут, цена на молочную продукцию и сыры в частности сильно увеличится.

«Ежегодно с производителей будут сниматься суммы в пределах 30-35 млрд рублей. При этом доходность молочной отрасли составляет 35 млрд рублей. Соответственно, придется повышать цены», — отметил председатель комитета по развитию агропромышленного комплекса торгово-промышленной палаты Петр Чекмарев.

Сыровары в Тюменской области переживают не лучшие времена. Максим Панов, глава крестьянско-фермерского хозяйства (с. Казанское, Тюменской области) рассказал нам, что его производство сыров не пережило кризис и сейчас закрыто.

«Мы просто закрыли предприятие сейчас. Остатки продукции продадим. Мы еще не знаем, что будет осенью, вторая волна кризиса придет и все, „суши весла“. Знаю тех (сыроваров — ред.), кто закрылись по-тихому, не знаю, кто сейчас работает. Все остатки продукции мы продаем, один клиент сказал, что заберет у нас все и продаст под своим брендом, мы не против», — рассказал в беседе Максим Панов.

Еще четыре месяца назад Максим Панов благодарил власти за поддержку и рассказывал, что его производство сыров развивается. В феврале 2020 года в КФХ Максима Панова был построен цех упаковки, расширена камера созревания сыров, были планы на увеличение выпускаемого ассортимента. Но все быстро изменилось в кризис.

Другой тюменский сыровар Семен Качур, открывший свое производство сыров под брендом «Синьор Джиованни» в 2017 году сейчас тоже переживает не лучшие времена, но производство не закрывает.

«Все карантинные мероприятия поставили нас в жесткие условия и заставили остановить работу (по производству сыров — ред.). Если раньше мы закупали молоко и закладывали регулярно твердые сыры на полгода-год для созревания, то сейчас ограничительные меры не позволяют нам этого делать. Мы жили тем, что стали продавать свои запасы и производили только мягкие сыры типа Моцареллы, Халуми и Буратты. В основном продавали по предзаказам и по доставке. В таком режиме мы три месяца работали», — рассказал Семен Качур.

Рост розничных продаж стал ощутим только после открытия рынков и торговых точек в Тюмени совсем недавно. Семен Качур отметил, что только сейчас производство сыров возобновилось на полную рабочую неделю и предприятие будет менять ассортимент продукции в пользу качественных, но узнаваемых сортов.

«За последние три месяца мы варили сыр только один или два дня в неделю. Сейчас вернули прежние объемы. Будем делать небольшой ассортимент твердых сыров, скоро появятся в продаже 6-месячный и годовой сыр Грюйер. Ну и оставим сыры, которые отличаются необычным вкусом, типа сливочный Дамский или Колби», — так прокомментировал Качур вопрос о изменениях в работе предприятия из-за карантина.

Поддержка от государства для тюменских сыроваров оказалась труднодоступной, так как все наши собеседники признались, что по их виду деятельности (так называемые ОКВЭДы — ред.) поддержки получить не удалось — сыроварение формально не было признано пострадавшей отраслью.

«Мы спаслись в период карантина тем, что резко уменьшили объемы производства сыра. Вместо 5 дней работали один день в неделю», — рассказал Семен Качур.

Изменения в сыроварении коснулись не только самого производства, но и маркетинга и договоренностей с поставщиками и арендаторами. Директор тюменской сыроварни «Ингала» Игорь Сергеев рассказал, что пришлось полностью изменять поведение на рынке.

«С поставщиками продукции нам пришлось договориться и сейчас мы платим половину стоимости молока. Сказали им, что осенью, может быть с вами рассчитаемся. Стали делать упор на продажи через онлайн и доставку, начали акции всякие сочинять. Это только для того, чтобы рассчитаться с поставщиками и за аренду. По аренде нам не пошли ни на какие уступки и оставили ценник, который был до кризиса», — прокомментировал Игорь Сергеев.

В 2017 году в Тюменской области насчитывалось порядка 16 предпринимателей и небольших производств, которые занимались частным сыроварением. Крупные агрохолдинги ОАО «Золотые луга», ООО «Тюменьмолоко» и ООО «Молочно-Мясной комплекс «Исеть-молоко» сейчас остаются главными производителями на рынке местного сыроварения и имеют наибольшие шансы выжить в условиях кризиса.

Несмотря на вышеописанные трудности, на сегодняшний день Россия занимает 7 место в мире по производству сыра. С 2015 по 2019 год более чем на 20% увеличилось производство российских сыров. Сегодня отечественные сыры соответствуют мировому уровню.

Так, по данным Росстата и «Союзмолока», в прошлом году российский рынок сыра в 2019 году вырос на 15% и составил 268 млрд рублей. Было продано 943 тысячи тонн сыров и «сырных продуктов».

"