Posted 7 июня 2017,, 11:27

Published 7 июня 2017,, 11:27

Modified 11 ноября 2022,, 20:26

Updated 11 ноября 2022,, 20:26

Споттинг в Рощино: репортаж с утреннего аэродрома

7 июня 2017, 11:27
Перрон тюменского международного аэропорта Рощино вновь стал творческой площадкой для нескольких десятков фотографов и любителей авиации. Накануне, 6 июня, здесь состоялась третья по счету споттинг-сессия, в которой приняли участие энтузиасты из Тюмени и других городов.

Поздняя ночь. Мы с коллегами едем по улице 50 лет ВЛКСМ, примерно через полчаса мы должны встретиться с авиафанатами в традиционном месте — у кольцевой развязки в районе аэропорта. «Вот же делать людям нечего! На часах еще трех нет, а народ собирается… А цель? Поглазеть?», — недоумевает фотограф. «Ничего-то вы не понимаете! Споттинг — это же не просто авиационный фетишизм! Это образ мышления…», — шутя возражаю я.

В моей иронии есть доля правды. С тех пор, как российские воздушные гавани стали наконец устраивать «дни открытых дверей», такие экскурсии-фотосессии стали для авиалюбителей действительно важными событиями. К таким мероприятиям многие споттеры готовятся загодя — берут отпуска, арендуют фототехнику, изучают расписание вылетов-прилетов и составляют планы. Это несложно понять — для многих увлеченных людей споттинг стал источником вдохновения, дающим право ощутить себя причастным к небу.

Подъезжаем к точке сбора на рощинском шоссе — несмотря на ночное время, здесь уже многолюдно. Выходим из машины, здороваемся, обсуждаем планы. Многие авиалюбители, особенное те, что рискнули вздремнуть перед выездом, пока еще выглядят сонно, но настроение у всех на твердую пятерку. Еще бы — возможность вот так оказаться на летном поле выпадает довольно редко.

В последний раз похожее мероприятие проходило прошлой осенью, но тогда, в октябре, это больше напоминало ночную экскурсию — фотографам приходилось буквально «сдавать экзамен» на умение работать с условиях недостатка света. Летние ночи в этом плане выглядят как подарок для мастеров съемки — уже в четвертом часу на перроне было почти светло.

«Зенит», SkyTeam и водяная арка

После короткого инструктажа от пресс-секретаря Людмилы Боровковой и представителя службы авиационной безопасности (САБ) выходим на поле. Наша первая точка съемки находится у стоянки № 5, это с восточного края терминала. Здесь готовится к вылету наш старый знакомый — Aibus A319 компании «Россия». Уже второй споттинг подряд именно этот борт становится первым «экспонатом» для авиалюбителей. Люди с камерами окружают лайнер.

Машина готовится к вылету на Питер — грузный самолет гудит компрессором вспомогательной силовой установки, но даже сквозь довольно громкий шум отчетливо слышны щелчки затворов камер. Споттеры делают кадр за кадром, старательно выискивая новые ракурсы и пытаясь как можно точнее передать грациозную мощь многотонной машины.

Вдалеке стоит ряд турбовинтовых ATR-72 авиакомпании UTair — в их сторону устремляются телеобъективы с мощным увеличением… Многие из посетителей, увлекшихся «фотоохотой» на припаркованные воздушные суда, даже не замечают, что со стороны полосы к перрону движется еще один борт. «Сейчас осторожнее! Будет заруливать лайнер», — предупреждает бдительный сотрудник службы авиационной безопасности, дежурящий у стоянки.

Еще минута, и на рулежную дорожку сворачивает другой аэробус. На серебристом фюзеляже красуется крупный логотип «SkyTeam» — крупного авиационного альянса, куда входят Alitalia, Delta, Korean Air, а также и российский «Аэрофлот», в ведении которого и находится самолет.

Два турбовентиляторных двигателя стихают у терминала. К пассажирским дверям подъезжает телетрап, вокруг начинают суетиться техники, грузчики, заправочная бригада. «Самый вкусный керосин», как в шутку назвал топливо ТС-1 российский летчик и бард Николай Анисимов, подвозит ярко-желтая цистерна «Роснефти».

Через некоторое время у рулежек появляются две пожарные машины — работники Рощино готовятся с почестями встретить борт, летящий из Стамбула. Прибытие первого турецкого лайнера стало настоящим праздником — пассажиров, регистрирующихся на этот рейс, ждала торжественная встреча в аэровокзале, сувениры от авиакомпании и даже фирменный торт.

Преодолев короткий путь по рулежкам и «старой» полосе, иностранный борт, наконец, подъезжает к стоянке. Взвывают компрессоры, и над A320 вырастает водяная арка. К слову, некоторое время назад так встречали Boeing 737–800 авиакомпании «Россия», получивший имя в честь нашего города.

Два командира

Поездка в Рощино не обошлась без интересных встреч. Первая из них произошла после прилета аэробуса из Стамбула — многим авиалюбителям пришлось делать маленький технический перерыв из-за капель воды на объективах. Как известно, на летном поле почти никогда не бывает безветренно — слишком большое открытое пространство. Именно ветер и стал причиной маленьких неудобств — капли от водяной арки попали на линзы и светофильтры. Пришлось отходить ближе к терминалу и приводить аппаратуру в порядок.

«У вас здесь массовая фотосессия?», — с улыбкой поинтересовался мужчина в летной форме, стоявший неподалеку. Минутой ранее он неторопливо ходил вокруг аэрофлотовского A320, выполняя, так называемый, pre-flight — предполетный осмотр. «Да, — отвечаю, — Споттинг». «Здорово! Даже разрешили!», — удивляется пилот.

Мой собеседник оказывается командиром, только что прибывшим из Москвы, и сейчас готовящим борт в обратную дорогу. Разговорились, обсудили метеоусловия по маршруту. «Удачно совпало. И в Шереметьево и у вас погодка одинаковая. Садились хорошо — ветерок всего три метра», — поделился летчик впечатлениями. «Холодно только. С другой стороны, лучше уж холод, чем жара. Или „ашкам“ без разницы?», — интересуюсь я, припоминая, что пилоты традиционно недолюбливают жару из-за слишком разряженного воздуха. Как известно из курса аэродинамики, чем теплее погода, тем больше мощности необходимо для взлета и набора высоты… «На А320 особой разницы нет… Есть, но не так сильно чувствуется. А вот на Ан-24 проблемы в жару возникали. Приходилось даже двигатели водой поливать при запуске», — вспоминает авиатор.

Фотографироваться не стали — многие летчики считают фотосъемку до вылета дурной приметой. Желаю командиру счастливого пути и иду в автобус — уже зовут организаторы мероприятия. На часах начало седьмого, а это значит, что нас ждет маленький «антракт» на контрольно-пропускном пункте.

Передышка. Греемся, приводим в порядок себя и технику, меняем разрядившиеся аккумуляторы. Оставшееся время краем глаза наблюдаем, как на летное поле выходят экипажи. Вот прошли пилоты и бортпроводники UTair’а — их форма узнается издалека. А вот сотрудники другого перевозчика. Всматриваюсь в нашивки на мундире одного из авиаторов, пытаясь найти намеки на какую-либо фирменную символику… «Ямал»? Да, кажется, «Ямал».

«О! Привет! Какими судьбами?!», — вдруг выдает мне летчик. Присматриваюсь — точно! Это мой старый знакомый, с которым мы не виделись, пожалуй, лет десять, не меньше. Некогда мы вместе проводили время на аэродроме в Ялуторовске, позже он был вторым пилотом на Ту-134. Поменяв несколько типов ВС, он наконец занял командирское кресло в «Ямальском» RRJ95, более известном пассажирам под «маркетинговым» названием «Сухой Суперджет 100». Сегодня в планах молодого командира — рейс на север. Коротко обсуждаем работу, личную жизнь, обмениваемся контактами. Пора идти. Ему — на борт, мне — в автобус. Споттеров ожидает еще несколько точек съемки.

Финальные аккорды

Снова автобус. Нас ждет угощение от цеха бортового питания аэропорта Рощино — кофе и бутерброды. Перекусив, мы еще несколько раз останавливаемся на перроне для съемки. «Подошла машина сопровождения, сейчас поедем смотреть взлеты и посадки», — сообщают сотрудники САБа. Впервые за много лет споттерам дали возможность побывать в районе «новой» взлетно-посадочной полосы, на рулежной дорожке «В8»

В глубине летного поля мы провожаем рейс, впервые улетевший из Рощино в Стамбул. Возвратившись на перрон, фотографируем лайнер «Аэрофлота» в ливрее спортклуба ЦСКА, а затем вновь направляемся к торцу, но уже не по рулежке, а по патрульной дороге, которой обычно пользуются работники службы безопасности. Здесь мы не мешаем технике и воздушным судам и можем беспрепятственно любоваться происходящим на ВПП.

Поездка по периметру аэродрома стала финальным аккордом июньского споттинга — здесь родились десятки лучших кадров, а также, пожалуй, самые яркие впечатления.

Как рассказала в завершении встречи Людмила Боровкова, аэропорт будет и дальше регулярно устраивать споттинг-сессии. Сотрудница воздушной гавани отметила, что каждое такое мероприятие — это не только подарок для авиафанатов, но и мощный имиджевый толчок для самого предприятия и его клиентов, ведь открытость без ущерба для безопасности — один из современных трендов ведения бизнеса. «У нас побывали любители неба и самолетов из разных городов — Тюмени, Екатеринбурга, Уфы. Надеемся, что программа всем понравилась. Ждем всех снова в следующем году», — отметила она.

Фото: Евгений Шаров, Ольга Дулова

"