Posted 2 августа 2022, 06:25
Published 2 августа 2022, 06:25
Modified 19 августа, 19:05
Updated 19 августа, 19:05
По оценкам прошлого года — это около 4-6% из 1,4 миллиона выпускников. Что с ними? Как они переживают период пересдачи? Что их ждет дальше? В большинстве своем данные трудности решаются внутрисемейно, обратиться за эмоциональной поддержкой к психологу или на телефон доверия готова лишь малая часть людей.
ЕГЭ (ОГЭ), который я не сдал. Институт, в который не поступил. Рекомендации психолога
«Моя любимая подруженька не сдала ЕГЭ по математике. Мы были рядом, когда она узнала. Плакали вместе 😢. Это так обидно».
«Можете меня поздравить. Я не сдал ОГЭ по двум предметам. И ни капли не сожалею об этом».
Это лишь пример того, как выпускники отреагировали на низкие результаты экзамена. Сообщения были взять из социальных сетей.
Ксения Мазитова, ведущий психолог регионального центра «Семья» в Тюмени, рассказала, что сейчас у нее на терапии три подростка. Двое мальчиков, которые не сдали по одному экзамену, закончив 9-й класс. И одна девочка. Она не сдала ОГЭ по всем трем предметам и не прошла первую пересдачу в резервные дни. До этого подросток еще как-то держала себя в руках, но, когда экзамен не удалось сдать и во второй раз, впала в сильную апатию.
Психолог отмечает, что выпускников преследует сильный страх: кто-то чувствует безразличие, большинство из таких ребят растеряли все цели и планы на будущее.
Даже те, кто говорит, что все в порядке, «все норм», испытывают высокий уровень тревожности. Некоторые подростки признаются, что совсем потеряли силы, думают только об экзамене, о своем провале, не чувствуют уверенности и боятся, что не получат аттестат.
Одиннадцатиклассники, не сдавшие ЕГЭ, находятся в растерянности, ведь планы на институт теперь могут и не сбыться.
Но страшнее всего для ребят переживать реакцию взрослых. А она может быть и такой: «Вот, ты несерьезно к этому подошел, поэтому и такой результат, нечему тут удивляться». Более того, это может обострить конфликты внутри семьи, например, родители, которые в разводе, начнут искать виноватых в том, что ребенок не справился с экзаменом. Примерно такие диалоги можно услышать между отцом и матерью.
Мама: «Это все ты виноват. Бросил нас, ушел к своей…»
Папа: «Это все твое воспитание, вечно сюсюкалась с ней, все позволяла».
В такой ситуации ребенку становится уже совсем не до пересдачи, он может впасть в глубокую депрессию или начнет вести себя деструктивно, агрессивно.
«Для ребенка ЕГЭ — это очень важный этап в жизни. Долгие годы их настраивают, мотивируют, а некоторые взрослые занимаются запугиванием: ‘‘Это очень важное событие, от этого будет зависеть вся твоя дальнейшая жизнь’’, — рассказывает психолог. — Хотя все взрослые знают, куда отправляются аттестаты — в отдел кадров, и жизнь начинают определять не корочки, а твои навыки, знания, опыт, цели. Я не хочу обесценить экзамен, оценки — это, конечно, важно, но подростку надо понимать, что это не весь ‘‘он’’, ЕГЭ — не вся его жизнь. Школьники придают ЕГЭ (ОГЭ) сверхсмысловое значение, и уровень тревоги у них просто зашкаливает».
Специалист объяснила, что не у всех ребят интеллектуальные способности соответствуют стандартам единого экзамена. У школьников могут наблюдаться индивидуальные особенности в таких процессах психики, как внимание, память, мышление. Профильные тесты показывают, что не все смогут сдать математику на 100 балов или приблизиться к 50. И это не значит, что у ребенка что-то не так с его способностями, возможно, у него тяга к другим наукам. Но система давит на выпускников убеждением, что низкие баллы по ЕГЭ автоматически сделают тебя аутсайдером по жизни.
Примечание. В центре «Семья» есть психологи, которые помогут с профориентацией. Специалисты знают, как помочь подросткам оценить свои способности в отношении выбранной профессии. Но начать можно и с профильных тестов и информации в интернете.
Жизнь многих известных личностей доказывает обратное. Можно вспомнить Альберта Эйнштейна, которому пришлось бросить на время школу из-за своего нрава, он слышал от учителя: «Эйнштейн, ты никогда ничего не достигнешь». В итоге стал лауреатом Нобелевской премии по физике 1921 года. Амансио Ортега — владелец Zara — не окончил школу в 16 лет.
В жизни важны не только экзамены, но и личные цели, а бывает так, что многие школьники их и не имеют. Единственной целью становится сдача ЕГЭ, и тогда не важно, сдал ты экзамен или нет: в обоих случаях подросток испытает чувство опустошения и неопределенности — когда пройдет аттестация, поскольку что будет дальше, он и не пробовал смотреть. Ребенок несколько лет был сконцентрирован только на ЕГЭ.
«Чтобы на первый план вышло самоопределение по жизни, а экзамен должен быть лишь этапом, да, важным, но не определяющим. На консультациях мы и разбираем, что выпускники хотят от жизни, кем видят себя в будущем, проходим профильные тесты. Например, много учеников хотят изучать такую престижную науку, как юриспруденция. Но не задаются вопросом, какой будет их работа. Те же следователи после долгого обучения работают вначале помощниками — бесплатно. Нужно смотреть на поступление в институт и сдачу экзаменов шире, в рамках большой и длинной жизни», — настаивает Ксения Мазитова.
Психолог рекомендует пересмотреть и стереотипное отношение к колледжам. Многие называют их «шарагой», а ведь это очень хороший старт для тех, кто еще не определился с областью изучения для высшего учреждения, и тех, кто понимает, что пока не потянет вуз.
«Колледж после 9-го класса — это как маленькое студенчество: приучает к самостоятельности, дисциплинирует и по его окончанию уже можно подрабатывать. Но ведь не каждая семья готова принять такой расклад. Это не престижно — не иметь высшего образования, все об этом говорят. Такая стандартизация приводит к тому, что часто под влиянием взрослых ребята выбирают не тот институт, потому что пошли туда, чтобы иметь высшее образование, а не потому, что им интересна эта область изучения. Берут академы, уходят в декрет, бросают учебу — открывают свое дело, в лучшем случае», — предупреждает специалист.
Психолог объяснила, что и психологическая помощь в ситуации, когда ребенок не может преодолеть и принять плохие оценки, оказывается исходя из его истории, особенностей психики, развития и отношений в семье и в целом в социуме. Однако эксперт постаралась кратко ответить на вопросы, которые оставляют подростки на психологических форумах.
–— Спрятаться вряд ли получится. Когда есть «закрытая дверь», люди, напротив, будут стараться туда постучаться или открыть ее. К персонам, которые замыкаются в себе, внимания становится еще больше от взрослых. Я рекомендую честно отвечать: «Да, я не сдал».
–— В идеале составить план, прописать на бумаге, какими будут твои дальнейшие действия. Взрослым же надо говорить открыто и в лицо: «Мне неприятна эта тема, прошу не обсуждать ее постоянно. Я понимаю, в каком я сейчас положении, но обсуждать не хочу». Знаю, что так рационально действовать подросток вряд ли будет. Но надо понимать, что результат ЕГЭ не делает тебя плохим, глупым, несчастным неудачником. Экзамен — это не характеристика на всю жизнь, это не клеймо — это ситуация, которая не будет длиться вечно.
— Лучше свои чувства проговаривать с человеком, которому ты доверяешь. Чем больше говорим, больше это проживаем — тем легче и быстрее нам станет. Игры, гулянки — это отвлечение, но по факту уход. Ты словно отвернешься от ситуации, делая вид, что ничего не произошло. Даже если всем говорить, что тебе пофиг, — это значит обманывать самого себя. Потому что подготовка к экзамену была твоей основной деятельностью, и ты, конечно, переживаешь. Нужно завершать мысли в голове, сомнения. Например, ты переживаешь, что не смог списать, но ведь это уже прошло — итог истории другой, значит и сожалеть об этом не стоит, лучше подумать, что дальше, подумать о делах. И вот это все надо с кем-то проговорить. Если в окружении таких лиц нет, то можно обратиться к психологу или на телефон доверия, бесплатные чаты или форумы.
— Если твоей целью был ЕГЭ, а не желание сдать экзамен, чтобы быть логопедом в будущем, то вполне естественно чувствовать опустошение из-за сильного стресса. Потому что цель пройти аттестацию и точка. Ресурсы потрачены, задача выполнена или нет, а дальше план никто не строил, поэтому и тупик. Но не спеши очаровываться профессиями своих кумиров и близких людей, узнай, что стоит за их деятельностью: сколько работают, сколько на это учатся, какие плюсы и минусы. У меня был случай, когда трудный подросток после инцидента захотела стать следователем, потом после консультации со мной пришла с идеей пойти на психолога. Ориентироваться лучше стоит на себя и оценивать свои внутренние качества.
— Убеждение в том, что ты ничтожество, вероятно, начало развиваться еще до экзамена. Потому что если взрослые, родители на протяжении подготовки к ЕГЭ и ОГЭ тебя хвалили, любили, НЕ окружали гиперопекой и контролем, то, скорее всего, ты встанешь и пойдешь дальше. Если состояние депрессивное, то это уже серьезно. Можно предположить, что кто-то помог развиться низкой самооценке, может быть, близкие говорили: «Да ничего у тебя не выйдет. Куда тебе, куда ты лезешь» либо так сильно переживали, что «заразили» тебя своими страхами. Это история из детства, ее нужно разбирать с психологом.
— Можно начать с телефонов доверия, найти начинающего психолога, который не возьмет много денег. Многие именитые психологи вряд ли откажут, если ты обратишься с запросом по ЕГЭ. Важно помощь попросить, а не ждать того, что кто-то поможет. Разговор со специалистом, пусть и часовой, уже стабилизирует состояние, первые симптомы снимает экстренная психологическая помощь — она доступна всем. Психолог при помощи диагностики, специальных тестов уже скажет, нужна ли помощь терапевта.
— Психологи не дают советов в отношении твоего будущего. Но можно предложить тебе рекомендацию — попробовать разобраться в себе. Такое категоричное желание сформировалось из-за протеста в отношении родителей, или ты и правда определился со своим будущим? Тогда действия будут более объективными, а не на эмоциях. У меня сейчас на консультации юноша, ему 17 лет. Он ушел из дома и нашел работу, но с психологической точки зрения у него образовалась травма, что его не поняли, не поддержали, с родителями не общается, пытается найти успокоение в отношениях с девушками. Уйти со скандалом — это значит уйти с болью. Но с другой стороны, ребенок 17 лет — это личность, которая имеет право на эмансипацию от асоциальных родителей, например.
— Это серьезное заявление, особенно если мысль в голове появляется все чаще. В Тюмени есть Центр суицидальной превенции на улице Герцена, 74.
И не стоит бояться, что он открыт на базе психиатрической больницы. Напротив, это серьезное учреждение, у них тоже есть телефон доверия 8 (3452) 500-598.
Несмотря на то, что вы уже близки к совершеннолетию или вам уже 18, вы еще не способны мыслить, как взрослый, поэтому нужен старший, который скажет, что это временная ситуация. И это может пройти, если среда перестанет на вас давить. Иногда суицидальная попытка является для подростка единственной возможностью, по его мнению, сказать окружению: «Стоп, хватит, мне больно!»
— Это сродни любому состоянию утраты. Поэтому, конечно, будет этап горевания. Да, у тебя были свои планы, очарования, была картинка, что будет дальше, и ответ вуза, что ты не принят, в один момент ее растворил. Произошла утрата твоего представления о будущем, статусе, поэтому ты можешь злиться, плакать. Чтобы ускорить процесс горевания — надо проговаривать и искать ресурсы; когда ситуация принята, можно начать искать ответ, что будет дальше. Но если ты сейчас в горе, то ждать от себя рациональных действий не стоит. Надо отгоревать. Пройти этот этап с меньшими потерями для своего психологического здоровья помогают профессиональные психологи.
Психолог объяснила, что одной из причин, почему дети так сильно переживают из-за ЕГЭ, являются родительские страхи.
«Это взрослые говорят, убеждают, что если в институт не поступил, то все, жизнь на этом закончилась. Это их установки, это они так считают. Взрослым стоит вначале поработать над собой, перед тем, как делать выводы о будущем своего ребенка», — уверена Ксения Мазитова.
Следующая публикация будет посвящена взрослым. Психолог разберет основные страхи и тревоги у взрослых перед ЕГЭ. Расскажет, как действовать в случае, когда ребенок не сдал экзамены или не поступил в колледж (институт). Специалист объяснит, почему детям с 15 до 18 лет сложно контролировать состояние беспокойства, смятения и стресса.
Послесловие: как справиться со своими страхами?
Стефани Шталь, немецкий клинический психолог, говорит, что все наши страхи — это проекции, то есть это мы так себе что-то в голове «нафантазировали», но люди не могут предугадать, что в точности произойдет в будущем. Чтобы страхи побороть, психолог советует надуманный сценарий проигрывать до конца, задавая себе вопрос: «А потом что?» После этого дистанцироваться от страшных мыслей, представить, что вы взрослый рациональный человек, и подумать примерно так: «Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся и не случаются. Или, если они произойдут, мы как-нибудь справимся. Вспомни, сколько раз твои страхи вводили тебя в заблуждение. И как часто было лучше, чем ты опасался», — пишет Шталь.
Взглянуть на мир не через эмоции, а через реальность происходящего и помогают психологи.