Posted 27 июня 2019, 12:53
Published 27 июня 2019, 12:53
Modified 19 августа, 17:18
Updated 19 августа, 17:18
Чаще всего главы российских городов переходят на региональный уровень или в отношении них заводят уголовное дело, об этом прозвучало в докладе об особенностях ротации корпуса мэров в России за последние 11 лет Комитета гражданских инициатив, основанного Алексеем Кудриным. Совсем иначе выглядит ситуация в Тюмени.
Здесь место главы города выступает всегда, как стартовая площадка для дальнейшей карьеры.
Так было с первым избранным мэром Тюмени Степаном Киричуком, который с места главы города перешел на работу в Совет Федерации РФ. Евгений Куйвашев от главы поселка Пойковский сначала взлетел до мэра Тобольска, потом Тюмени и наконец сел в кресло губернатора Свердловской области. Владимир Якушев после мэрства в Тюмени стал губернатором области, а теперь возглавляет министерство строительства и ЖКХ РФ.
Сергей Собянин был мэром Когалыма города в Ханты-Мансийском автономном округе, работал спикером окружной думы ХМАО. Позже был избран губернатором Тюменской области. Сейчас Сергей Семенович – мэр столицы нашей родины – города Москва.
Александр Моор руководил областным центром, а после перехода Владимира Якушева на работу министром строительства и ЖКХ, стал главой региона. Александра Викторовича избрали губернатором на прямых выборах.
Как пишут «Ведомости», исследования проходили в 109 городах. За 11 лет были проанализированы данные по 359 мэрам, в том числе почти по всем главам областных центров. В докладе говорится, что мэрский корпус отличается большой неустойчивостью, что снижает стабильность муниципального управления: более 40% мэров находятся в должности от года до трех. Существует зависимость от порядка избрания мэрами: при прямых выборах медианный срок работы мэра – 5,5 лет, а если мэр избирается по конкурсу – то три года.
Сделав анализ 263 мэров после ухода со своих постов, эксперты определили, что 55 из них перешли на работу в исполнительные органы власти (40% – заместителями губернаторов), 39 – подверглись уголовному преследованию, т. е. 15% от числа тех, кто попал в выборку. Уголовные дела можно трактовать и как борьбу с коррупцией, и как конфликты местных элит.
Под уголовные статьи чаще других попадали избранные мэры, как более независимые, а те, кого назначили по конкурсу, чаще шли на повышение. Два десятка экс-мэров стали депутатами Госдумы или сенаторами, причем 15 из них на выборах мэров избирались напрямую. Еще 12 бывших мэров стали губернаторами.
Последние десять лет реализуется политика перехода от мэра – народного представителя к мэрам – профессиональным управленцам. Например, в 2008 году в 73% городов мэров избирали жители, то к 2014 году основным трендом стало назначение сити-менеджеров.
Измененный формат предполагал повышение квалификации, но статистика говорит о противоположном. Та же доля мэров с ученой степенью упала с 29 до 17%. Снизилась и доля тех, кто имеет экономическое, либо управленческое образование. Правда, растет число мэров с юридическим образованием. Эксперты считают, что работа тех глав городов, которые были «назначены» ориентирована больше на соблюдение регламентов, а не на экономическое развитие муниципалитетов. Считалось, что конкурсный механизм назначения мэров позволит привлекать к руководству лучшие кадры из других регионов и городов, однако такие случаи единичны. В докладе обращается внимание на то, что из 359 мэров за десять лет было лишь девятнадцать женщин.
По поводу уголовного преследования мэров размышляет один из авторов доклада – эксперт КГИ Андрей Максимов: «Говорить, что это давление новых губернаторов, тоже нельзя, обычно это происходит при тех губернаторах, которые давно занимают свои посты. Возможно, это как раз связано с активностью силовых структур в отношении таких губернаторов, поскольку сейчас мэры часто входят в команды губернаторов, т. е. давления в отношении всей региональной элиты. Можно предположить, что с приходом нового губернатора эта активность ослабевает, они отправляют мэров на повышение – такой тренд особенно был заметен во время выборов в Госдуму 2016 года». Должность мэра становится менее привлекательной, возможно, поэтому и квалификация сити-менеджеров снижается.
Депутат Тюменской городской думы Степан Киричук считает, что прямые выборы мэра нужно вернуть, поскольку они соответствуют духу местного самоуправления.
«Я бы вернулся. Если мы признаем местное самоуправление, как власть, а это третья статья Конституции РФ, которая говорит, что народ – это единственный источник власти, наш многонациональный народ. Он ее осуществляет через органы государственной власти, которые олицетворяются президентом и Федеральным Собранием, которые избираются напрямую», - говорит Степан Киричук.
По словам депутата, противников избрания напрямую народом мэра не так много. И те, кто не высказываются на эту тему или уклончиво говорят – они за.
«У нас как принято? У нас инициатива должна проявиться снизу по просьбе сверху. Или по намеку сверху. Мы сидим и ждем: будет этот намек или нет. Наш президент досконально изучил вопросы местного самоуправления еще в Германии. Владимир Владимирович детально знает систему местного самоуправления, и он ее поддерживает. Это мы придумываем какие-то причины, чтобы не делать прямые выборы мэрам. Например, говорим – народ не созрел. Когда он созреет? Я по этому поводу вспоминаю анекдот. В дурдоме выкопали бассейн. Сдают его, а председатель приемной комиссии спрашивает: почему нет воды? Ему отвечают – так они плавать не умеют, вот когда научатся плавать, тогда воду туда запустим», - объяснил свою позицию Степан Киричук.