Posted 8 февраля 2020, 12:27
Published 8 февраля 2020, 12:27
Modified 19 августа, 17:39
Updated 19 августа, 17:39
В ходе послания к Федеральному собранию, прошедшему 15 января, Владимир Путин предложил внести ряд серьезных изменений в Конституцию РФ.
По задумке президента, в основной закон должны быть внесены следующие правки:
Стоит обратить внимание на то, что согласно инициативе Путина, в скором времени пройдет голосование, на котором россиянам предстоит решить принимать пакет правок или нет. Голосовать «за» или «против» отдельных изменений нельзя, только по всем пунктам сразу.
Уже через пять дней рабочая группа по изменению Конституции (в состав группы вошел ректор ТюмГУ Валерий Фальков, впоследствии получивший должность министра) представила готовый проект изменений в основной документ страны.
Примечательно, что в состав рабочей группы помимо известных деятелей, депутатов и юристов вошли атаман казачьего движения Николай Долуда, пианист Денис Мацуев, легкоатлет Елена Исинбаева и писатель Захар Прилепин, ездивший воевать на Донбасс.
Уже 22 января региональным Заксобраниям было предложено утвердить правки. Известно, что из депутатов Тюменской облдумы единственным депутатом, проголосовавшим против правок, стал коммунист Юрий Юхневич. Народный избранник посчитал, что такие важные решения должны приниматься открыто и, что не менее важно, очно.
«Поправки требуют широкого общественного обсуждения и не должны приниматься кулуарно и закрыто, и тем более путём заочного голосования»Юрий Юхневич, депутат Тюменской областной думы
Всего, по проекту, в Конституции должно появиться 20 изменений. По мнению экспертов, большинство из них и вовсе не нужно вносить — нормы регулируются Федеральным законодательством. Тем не менее, правки предложены, так что разбираем наиболее значимые из них.
Изменения дополняется пунктом «т», согласно которому вводятся ограничения для государственных и муниципальных служащих. В том числе, ограничения будут связаны с наличием иностранного гражданства и вида на жительство.
Что означает: Конституция наделяет федеральный центр устанавливать ограничения для чиновников и лиц, занимающих выборные должности всех уровней: от федерального до муниципального. Сейчас все ограничения указаны в ФЗ. Кроме возможности ужесточения ограничений, поправка ничего существенно не меняет.
Изменения: дополняется пунктом 5, согласно которому минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Индексация социальных выплат индексируется согласно ФЗ.
Что означает: Сейчас эта норма существует в законодательстве, ТК «привязывает» МРОТ к прожиточному минимуму.
Изменения: Высшим должностным лицом субъекта РФ (губернатором или президентом республики) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в России и не имеющий иностранного гражданства или ВНЖ. Также пункт позволяет установить дополнительные ограничения в ФЗ.
Что означает: в Конституции появляются требования к губернатору о постоянном проживании на территории РФ, однако четких сроков нет. Возможно, они появятся в дальнейшем.
Примечательно, что подобные требования не предъявляются к федеральным министрам и руководителям федеральных ведомств (СК, прокуратуры и тд.).
Изменения: Россия может участвовать в межгосударственных объединениях. Однако не будет исполнять решения межгосударственных органов, если они приняты на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащим Конституции РФ.
Что означает: правка позволит не исполнять решения международных судов (например, Европейского суда по правам человека), если судьи Конституционного суда решат, что международные договоры были истолкованы вразрез с Конституцией РФ.
Примечательно, что в 2018 году в ЕСПЧ было подано свыше 12 тыс. жалоб от россиян, что сделало Россию лидером по количеству обращений.
Изменения: Увеличивается ценз оседлости для президента РФ, теперь страну может возглавить человек, постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет. Гражданам (и бывшим гражданам) иностранных государств нельзя будет претендовать на пост президента РФ.
Что означает: Требования к «оседлости» кандидата выросли с 10 до 25 лет. Также новые правки исключают возможность бывших иностранных подданных стать главой РФ. К примеру, с принятием изменений, эмигрировавшие в Великобританию Михаил Ходорковский (бывший владелец ЮКОСа) и Евгений Чичваркин (бывший владелец Евросети) не смогут возглавить Россию. Граждан Крыма и Севастополя, до присоединения бывших украинскими подданными, данное ограничение не касается.
В добавок к действующим ограничениям вводится еще одно — запрет одному и тому же человеку занимать пост президента более двух сроков. Ранее была оговорка «подряд», благодаря которой Путин находится у власти четвертый срок.
Статья, регламентирующая полномочия президента, на нее пришлось аж 10 правок.
Коротко: президент может отправлять в отставку конкретного министра или премьера (раньше либо всех, либо никого), назначать премьер-министра может без одобрения Госдумой. Также президент будет назначать прокуроров субъектов РФ, формировать Госсовет и вносить представления об отстранении судей Конституционного суда.
Изменения: Членом Совета Федерации (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в России и не имеющий иностранного гражданства или ВНЖ.
Что означает: В России официально появятся сенаторы, также появляется послабление по цензу «оседлости»: если по ФЗ сенаторы должны были проживать в конкретном регионе, то по Конституции — на территории РФ.
Изменения: Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в России и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство.
Что означает: в Конституцию переносятся требования к депутатам из ФЗ, запрещающие иметь иностранное гражданство.
Изменения: Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения.
Что означает: государственная власть и местное самоуправление объединяются под одним термином — публичная власть. Вероятно, речь идет об укреплении вертикали власти.
Некоторые правки прямо или косвенно влияют на местное самоуправление, например на глав и думы сельских поселений. В том числе, изменения могут затронуть и тюменскую городскую думу.
Сооснователь «Школы местного самоуправления» Наталья Шавшукова рассказала «Нашему городу» свое мнение о влиянии правок на местное самоуправление.
Пока рано говорить, но скорее всего, на всю Россию распространится практика создания городских округов путем объединения поселений и встраивание округов в систему региональной вертикали. Сейчас МСУ независимо и формально главу муниципального образования невозможно снять решением главы региона. Такая система не нравилась губернаторам, потому что заставляла их конкурировать с популярными мэрами. Избранных мэров — политиков почти не осталось, а сейчас и формальные основания для самостоятельного МСУ ликвидируются.Наталья Шавшукова, сооснователь «Школы местного самоуправления»
Наталья отмечает, что, не смотря на все правки, статья 12 Конституции, гарантирующая независимость местного самоуправления, не меняется. Кроме того, остается открытым вопрос об исполнении Европейской Хартии местного самоуправления, которую ратифицировала Россия и на которую ориентировались авторы действующего законодательства о местном самоуправлении.
Тюмень, уже традиционно, приняла новость о грядущих изменениях весьма спокойно: депутаты регионального Заксобрания поддержали предложенные изменения, даже не смотря на то, что еще за несколько часов до голосования, некоторые из них ничего не знали о предложенных поправках. Да и о самом голосовании тоже.
«Нет, сегодня у нас никаких заседаний нет. О каких поправках? Я их еще не видела, как я могу сказать, как буду голосовать?» Тамара Казанцева, депутат Тюменской областной думы от КПРФ
Активная часть горожан выступила против проекта изменений, называя их «конституционным переворотом» и «узурпацией власти». По мнению противников правок, вводя изменения в Конституцию, Путин усиливает роль Госсовета и уменьшает президентские полномочия. Таким образом, его действия напоминают уход Назарбаева с поста главы Республики Казахстан на другую должность, с более обширными полномочиями.
В первый день медиафорума «Вместе медиа.Урал» общественник Юрий Рябцев организовал массовый пикет с целью привлечь внимание общественности и известных журналистов, выступавших на форуме, к правкам в Конституцию.
Реакцией организаторов форума был выпуск предупреждений для участников, с акцентом на то, что мероприятие не носит политического характера.
Представители парламентской оппозиции, в целом, поддержали изменения, но были смущены спешкой и невозможностью голосовать за каждую правку отдельно.
Правда, уже 2 февраля, коммунисты поддержавшие правки, предложили свои изменения в Конституцию. Что еще раз наводит на мысль о том, что голосовали депутаты не вполне обдуманно.
Помощник депутата Тюменской облдумы Юрия Юхневича Антон Чупрунов провел одиночный пикет против принятия озвученных правительством поправок в Конституцию.
По мнению Чупрунова, изменения не повлияют на благосостояние и социальную защищенность граждан России истинная цель правок — усиление Госсовета, которым после отставки будет руководить Путин.
Исходя из текста поправок и заявления президента, можно сделать вывод, что авторы законопроекта убирают приоритет международных обязательств России, готовятся ввести серьезные изменения в автономию местного самоуправления. Также увеличивается роль не подконтрольного обществу Государственного совета.
Помимо этого, серьезные изменения касаются независимости судей: в рамках недавней судебной реформы были созданы апелляционные суды общей юрисдикции, которые должны были снизить возможность влияния на их решения со стороны региональных судов. Однако с принятием правок судей смогут лишить статуса, причем, по весьма расплывчатой формулировке.
К тому же, сейчас инициировать отставку судьи Конституционного суда может только Конституционный суд, собрав 2/3 голосов, после чего вопрос выносится на рассмотрение в Совфед. После принятия правок, это сможет сделать президент.
В целом, по мнению ряда правозащитников, предлагаемые правки вносят правовую неопределенность, а не которые из них не совсем коррелируют с другими положениями, регулирующими схожие правоотношения, например в части местного самоуправления. Вероятнее всего, задумывалось, что по отдельным пунктам будет обращение в Конституционный суд, а он уже разъяснит так, как будет выгодно правящему режиму.