Posted 31 июля 2018,, 03:30

Published 31 июля 2018,, 03:30

Modified 11 ноября 2022,, 20:17

Updated 11 ноября 2022,, 20:17

Блокировка банковских карт: необходимость или неудобство?

31 июля 2018, 03:30
Блокировка банковских карт: необходимость или неудобство?

В июне 2018 года Владимир Путин подписал закон, согласно которому банки получили возможность автоматически блокировать кредитные и дебетовые карты клиентов из-за подозрительных транзакций на срок до двух дней. Специалисты уверены, это позволит предотвращать большинство случаев мошенничества с банковскими картами.

В 2017 году мошенники похитили с банковских карт россиян в общей сложности почти миллиард рублей. Всего было зафиксировано свыше 300 тысяч посягательств на деньги клиентов банков, и, к сожалению, часть из этих попыток оказалась удачной. Поэтому банки постоянно работают над совершенствованием системы защиты банковских карт.

Когда могут заблокировать карту?

До принятия соответствующего документа банки и раньше прибегали к блокировке операций, вызывающих сомнение, и карт клиентов. В этом случае сотрудники банка связывались с клиентом, и, если он подтверждал платеж, операцию проводили.

Теперь такая мера стала обязательной. По словам и.о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артема Сычева, такие меры оказались довольно эффективными и помогают защищать деньги простых граждан от кибермошенников.

«Банк России разработает критерии, по которым операции будут определяться как подозрительные на основе информации, предоставленной российскими финансовыми организациями. Но и банки смогут действовать без оглядки на регулятор: сомнительная трансакция будет приостановлена, если обнаружатся "дополнительные признаки сомнительности". Определять их будет антифрод

Платеж под подозрением

У многих россиян данное нововведение вызывает вопрос, что может послужить причиной для блокировки карты и приостановки транзакции? Банк может прибегнуть к этой мере, если у него появились подозрения в хищении средств.

Например, вы всегда расплачивались своей картой в Тюмени, а тут с вашей карты пытаются списать средства, скажем, в Колумбии. Есть риск того, что доступ к вашей карте получили злоумышленники, особенно, если вы буквально несколько часов назад что-то покупали в привычном для себя месте.

Кроме того, под подозрение банка могут попасть многочисленные переводы на разные карты в разные регионы страны, особенно, если для клиента такое поведение нетипично. Или снятие большой суммы наличных в банкоматах в короткий срок.

«Мы с мужем несколько лет копили на автомобиль, совершая небольшие переводы на одну карту. Когда нашли подходящий вариант, решили снять сбережения в банкомате. Но операция была приостановлена, пришлось идти в отделение банка и там решать вопрос. Я отношусь с пониманием к такой мере, ведь, если бы карту украли, воры также не смогли бы снять с нее все наши сбережения»,

По этой причине большинство банков устанавливают лимит на снятие наличных в сутки. Тем не менее, специалисты рекомендуют снимать крупные суммы с карты непосредственно в отделении банка.

«Суть нововведения не в том, чтобы банки могли останавливать транзакции, а для того, чтобы выявлять мошеннические операции и предотвращать их»,

Как работает механизм защиты?

По новому закону банки обязаны сообщать регулятору обо всех приостановленных операциях и блокировках карт. Благодаря этой информации аналитики ЦБ смогут сформулировать критерии для участников финансового рынка.

Также банки должны информировать ЦБ об экономических параметрах хакерских атак, например, какую сумму пытались украсть мошенники, сколько им удалось похитить, сколько денег вернули клиенту. По словам Артема Сычева, это позволит Центробанку следить за тем, как участники рынка соблюдают закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которому они обязаны возвращать клиентам украденные со счетов не по их вине денежные средства.

Что делать, чтобы карту не заблокировали?

Поскольку банк может отреагировать на нетипичные для клиента действия, то лучше предупреждать банк обо всех операциях, не характерных для вас.

«В заграничной поездке одна из моих карт оказалась заблокированной. По приезде домой я обратился в банк, и оказалось, что причиной блокировки послужила оплата покупок в другом конце света. Банк не смог связаться со мной, поскольку я использовал sim-карту местного оператора связи. После того, как все выяснили, блокировка была снята»,

Чтобы этого избежать, перед поездкой лучше поставить банк в известность о том, что в ближайшее время вы будете расплачиваться своей картой за границей. Кроме того, важно, чтобы сотрудники банка всегда могли связаться с вами. Уделите особое внимание этому пункту в банковском договоре. Впрочем, если банк не сможет до вас дозвониться, он имеет право приостановить транзакцию, но только на два рабочих дня, по истечении которых операция будет проведена.

Кроме того, в поездке не лишним будет иметь при себе определенную сумму наличных и несколько карт различных платежных систем.

Также, чтобы избежать неприятностей, никогда не передавайте свою карту другим людям, например, для оплаты счета в кафе, попросите официанта принести платежный терминал. И стоит подключить сервис «Мобильный банк», который уведомит обо всех операциях по счету.

"