Posted 30 июня 2018,, 14:07

Published 30 июня 2018,, 14:07

Modified 11 ноября 2022,, 20:13

Updated 11 ноября 2022,, 20:13

Предпочтения тюменских аграриев сместились в пользу российской сельхозтехники

30 июня 2018, 14:07
Тюменские фермеры и агропредприятия стали чаще приобретать тракторы, комбайны и другую сельхозтехнику отечественного производства. Обрести популярность продукции российских заводов позволило изменение продуктовых портфелей предприятий и появление эффективных мер господдержки. Эксперты в то же время говорят о рисках, с которыми рынок может столкнуться уже в ближайшее время.

Как отметил в беседе в корреспондентами РБК президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, доля спроса на продукцию отечественного машиностроения для нужд агросектора увеличилась за минувшие пять лет в два раза. «В этом году мы должны достичь 66%, а в 2021 году 80%», — приводит слова руководителя программа «Бизнес-вектор».

Такая тенденция наблюдается и в Тюменской области. Как отметил исполнительный директор ООО «Агро-инвест» Сергей Ольхович, аграрии начали отказываться от работы с импортными производителями при обновлении материальной базы. «Это в первую очередь связано с субсидированием. Покупая российские трактора и комбайны, предприятие получает льготы и преференции. Кроме того, сервисные процедуры отечественной техники занимают меньше времени — запасные части и расходные материалы либо находятся в наличии на складах, либо оперативно доставляются при первой необходимости. Доставка деталей на иностранные машины может занять от месяца до полугода», пояснил он.

Сергей Ольхович также подчеркнул, что ключевым производителем механизации в России в настоящее время выступает ГК «Ростсельмаш». По данным РБК, в середине 90-х это предприятие оказалось на грани банкротства, однако руководству удалось реанимировать завод. Это потребовало вложения 50 миллионов долларов и реализации антикризисного плана, предусматривавшего погашение долгов и оптимизацию расходов.

По оценкам экспертов, доля «Ростсельмаша» на рынке комбайнов достигает 70%. В случае с тракторами этот показатель несколько ниже, однако с заключением в 2007 году сделки о покупке завода Buhler Industries в канадском Виннипеге ситуация начала меняться в лучшую сторону. «Сейчас технологические различия между российской и импортной продукцией минимальны. Машины, выпускаемые отечественными производителями, комплектуются дизельными двигателями ведущих фирм мира, трансмиссионные агрегаты также производятся за рубежом. Фраза "сделано в России" — это уже не синоним постоянной потребности в ремонте», считает Сергей Ольхович.

При этом тюменские дилеры сельскохозяйственных машин констатируют снижение объема спроса, произошедшее после 2014 года. Как рассказал исполнительный директор компании «Агро-инвест», несмотря на положительные индексы роста промпроизводства в регионе, рынок до сих пор не вышел на докризисный уровень. В отрасли по всей России отмечается выраженная нехватка техники, что приводит к недополучению прибыли во время уборочных кампаний. По оценкам РБК, за четверть века самоходный парк аграриев поредел в шесть раз, прицепной еще значительнее. «В Германии на 1000 гектаров пашни приходится 64 трактора, в США — 25, в Канаде 16. У наших соседей белорусов — девять. В России всего три», приводит телеканал данные Росстата. «Эксперты посчитали, что только на зерноуборочные комбайны и трактора нужно около 1,5 триллиона рублей, чтобы достаточно обновить парки. И я говорю только о двух направлениях», подчеркивает глава ТПП Сергей Катырин.

По оценкам инсайдеров, мощным фактором, поддерживающим спрос на сельхозтехнику, сегодня служит господдержка. По данным Минпромторга, при покупке российского трактора фермер может рассчитывать на скидку в 15% от цены. Разницу производителю возместит государство. Вместе с тем, к 2021 году власти планируют сократить размер скидки до 5%. Представители ТПП и ключевые игроки рынка считают отказ от субсидий преждевременным и чреватым негативными последствиями.

Инфографика: РБК

«Поддерживать (рынок сельхозтехники. — Прим. ред.) надо, пока возможность есть и пока мы не наберем полную уверенность, что заменили убывающую устаревшую технику и обеспечены на 80% своей техникой. То есть мы в этом плане импортонезависимы. Я бы посмотрел, как будет складываться ситуация по 21 году, а потом бы говорил про сокращение», отмечает Сергей Катырин.

Дилеры поясняют, что меры господдержки регулируются стратегией развития сельхозмашиностроения, принятой Минпромторгом в 2017 году. Конечная цель — выпускать в стране продукции почти на 300 миллиардов рублей, треть из этого экспортировать, однако эксперты сходятся во мнении, что выход на целевые показатели будет возможен лишь в случае оперативной реакции госрегуляторов на рыночную обстановку. В связи с этим и машиностроители, и аграрии надеются на сохранение уровня субсидирования и после 2021 года.

"