Posted 29 июня 2020, 03:47
Published 29 июня 2020, 03:47
Modified 19 августа, 18:17
Updated 19 августа, 18:17
Согласно данным рейтингового агентства АКРА, в 2020 году регионы могут не досчитаться 9% или 1,3 трлн рублей от своих доходов. Значит, обещанные президентом деньги, в лучшем случае, смогут покрыть только четверть от образовавшейся из-за пандемии финансовой дыры. При таких обстоятельствах субъектам РФ остаётся либо сокращать расходы, что является практически невозможным, либо использовать резервные фонды, которые есть далеко не у каждого, либо брать в долг.
Ситуация с долгами у регионов на данный момент сложная. 2018 и 2019 годы должны были стать периодом сокращения госдолга у субъектов – за два года сумма сократилась незначительно, на 4,2% с 2,19 трлн до 2,1 трлн рублей. Снижение госдолга было зафиксировано и за первые пять месяцев 2020 года, правда всего на 0,6% от запланированных 5%. Всё-таки ряд регионов продолжает наращивать сумму задолженности.
О чем говорит такая динамика госдолга регионов рассказал Руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. По его мнению, в данной ситуации можно быстро потерять всё, что имел.
«Стремительное увеличение госдолга, конечно, является негативным процессом. Регион, достигший критических значений, во-первых, подпадает под более жёсткие требования бюджетного законодательства, во-вторых, получает пониженные кредитные рейтинги и соответствующее изменение отношений со стороны инвесторов, а в-третьих, просто оказывается в сложной ситуации текущего управления», - отметил эксперт.
Однако, даже если все губернаторы каким-то образом сумеют перенаправить свои таланты на развитие регионов, у них вряд ли что-то получится. На проведение реформ просто не хватит денег. За первый квартал 2020 года регионы и муниципалитеты получили только 43% от всех налогов. Все остальные средства были направлены в федеральный бюджет. Профессор, доктор экономических наук Яков Миркин видит причину всех экономических проблем регионов именно в этом. Эксперт считает, что своих денег муниципалитетам сильно не хватает, поэтому приходится постоянно занимать у федеральных властей.
«Нужно восстанавливать бюджетный федерализм, поскольку долгое время доходы бюджетной системы все больше концентрировались в центре, а регионы зависели от возврата этих средств сверху вниз в различных формах. Можно говорить о возвращении к бюджетному федерализму, где система доходов на всех уровнях даёт возможность заниматься развитием в полной мере на своих территориях», - считает Яков Миркин.
Этой осенью в 18 субъектах РФ пройдут выборы глав регионов. Уровень госдолга – один из важнейших показателей, который может помочь руководству удержаться в своём кресле. Независимый аналитик Иван Антропов считает, что сейчас самое главное для регионального правительства – «не допустить народных волнений и критического падения рейтингов власти». По его мнению, сделать это без дополнительных денег нереально, а необходимую сумму можно получить только в долг под большие проценты.
«Новостные известия» сравнили госдолг с собственными налоговыми доходами регионов и выяснили, какие субъекты сейчас находятся в самой нестабильной ситуации.
Финансовый кризис не ограничивается двумя месяцами карантинного режима. Он имеет далекоидущие последствия для экономики регионов и страны в целом. Главам муниципалитетов стоит задуматься над созданием комфортных условий для скорейшего восстановления бизнеса после смягчения ограничений, чтобы избежать куда более серьёзных экономических проблем. Особенно это касается губернаторов тех областей, которые попали в «ТОП-5 регионов, быстро нарастивших госдолг, которые должны кредиторам более 50% своих доходов».