Posted 19 апреля 2016,, 05:13

Published 19 апреля 2016,, 05:13

Modified 11 ноября 2022,, 19:45

Updated 11 ноября 2022,, 19:45

Россияне впервые за восемь лет стали тратить половину доходов на еду

19 апреля 2016, 05:13
Рост уровня бедности вынудил россиян отказаться от товаров не первой необходимости: они стали тратить более 50% доходов на продукты питания. Последний раз такой баланс был в прошлый кризис 2008–2009 годов, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ.

В феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть — 50,1% — в обороте розничной торговли России. Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота. Для сравнения: в 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота, а в 2014-м — 47%. «Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов… и роста бедности,- известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания»,- поясняют авторы мониторинга.

На продовольственных товарах также можно экономить, но совсем не покупать их нельзя, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк. «Известно, что бедные домашние хозяйства 50% своего денежного дохода, а иногда и больше тратят на еду»,- отмечает она. В институте подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9%, а реальная зарплата — на 2,6%. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2,2 процентного пункта (п. п.), до 13,4%. Снижение уровня жизни отмечает 50% населения, следует из мониторинга РАНХиГС. Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности — в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои.

Так, доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0,6 п. п.- до 89%, а доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9 п. п.- до 79,3%. От покупки привычных продуктов готовы отказаться 55,8% опрошенных РАНХиГС россиян.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что расходы на непродовольственные товары связаны с покупательской уверенностью, которой сейчас у россиян не хватает. «Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее»,- поясняет она.

В первом квартале 2016 года, по данным РАНХиГС, цены на продукты выросли меньше всего — на 6,9%. Драйвером роста цен стали непродовольственные товары, подорожавшие на 9,7%, и услуги — на 8,5%. Но год назад ситуация была обратной: тогда цены на продукты в тот же период выросли сразу на 22,4%.

При базовом сценарии развития экономики расходы на непродовольственные товары могут начать расти в третьем-четвертом квартале 2016 года, рассуждает госпожа Колупаева. В РАНХиГС указывают, что в оценке изменений экономической ситуации преобладает пессимизм: «Горизонт выхода из кризиса отодвигается». По словам одного из авторов доклада Марии Ивановой, в течение года продукты могут увеличить долю в объеме расходов россиян: «Причины останутся прежними: продолжающееся сокращение реальных доходов населения и в связи с этим — первоочередное потребление товаров первой необходимости». Александра Бурдяк добавляет, что, по опросам, число ожидающих ухудшения ситуации в стране в ближайшие один-два года уже превысило 40%, 30–35% респондентов опасаются либо сокращения зарплаты, либо потери работы.

В Sberbank CIB в начале апреля подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года вырос на 2 п. п.- до минус 22%. «Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары»,- отмечали аналитики Sberbank CIB. Так, до 76% увеличилась доля респондентов, чувствительных к уровню цен. До этого четыре квартала подряд она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, достигла 70%.

"