Posted 18 декабря 2017, 08:11
Published 18 декабря 2017, 08:11
Modified 19 августа 2024, 16:18
Updated 19 августа 2024, 16:18
Весной 2017 года завод «Тюменьстальмост» оказался на грани закрытия производства. Колоссальные долги перед кредиторами (более 1,8 миллиарда рублей, — только перед ПАО «Сбербанк») поставили под угрозу срыва важные для предприятия заказы. Для возобновления производства требовались серьезные финансовые вложения. И, когда нашелся инвестор, готовый возобновить производство и выйти из финансовой ямы, бывшее руководство «Тюменьстальмост» попыталось помешать переменам.
Завод на грани краха
В марте ПАО «Сбербанк»,один из крупнейших кредиторов «Тюменьстальмост», требования которого обеспечены залогом имущества должника, обратился в суд с целью признания предприятия несостоятельным. В июне суд удовлетворил требование и ввел процедуру конкурсного управления на заводе.
По согласованию с основным кредитором в производство вложили средства привлеченных инвесторов и создали новое юридическое лицо, которое должно было спасти завод. Кредитор согласовал передачу в аренду «Тюменьстальмост» оборудования, помещений и производственной инфраструктуры.
В кратчайшие сроки новым руководителям требовалось восстановить хозяйственную деятельность, выполнить условия заключенных контрактов для трех важных проектов в нескольких регионах России. Новый «Тюменьстальмост» справился с задачей. К ноябрю все контракты были исполнены, а сотрудники трудоустроены в новом предприятии с выплатой заработной платы без задержек.
Объем производственных мощностей, которые «Тюменьстальмост» зарезервировал на 2018 год по новым заказам, позволил прогнозировать общий рост производства на 55–60% по сравнению с текущим годом.
Однако, несмотря на новое руководство и возобновление производства, у «старого» «Тюменьстальмост» остались долги.
Причем долги имеются не только перед кредиторами, основным из которых является ПАО «Сбербанк», но и перед сотрудниками завода, которым несколько месяцев не выплачивали заработную плату. Есть задолженность и перед налоговой инспекцией, а также Пенсионным фондом РФ.
Так как «Тюменьстальмост» в старом юридическом лице находится в стадии банкротства, единственный выход для погашения долгов — выставить имущество на торги. Первые из них должны были состояться 7 декабря. Однако они были сорваны в связи с запретом, наложенным судом по заявлению одного из кредиторов предприятия.
Кому выгоден застой
Из-за срыва торгов предприятие оказалось в безвыходном положении. Попытки возродить завод могут не увенчаться успехом из-за больших долгов перед кредиторами и невозможностью погасить их в короткие сроки.
Такое решение суда о запрете на торги источник, близкий к старому руководству «Тюменьстальмост», связывает с попыткой экс-директоров помешать возрождению предприятия.
«Во всей ситуации замешаны бывшие хозяева „Тюменьстальмост“ — Сергей Полевиков и Александр Забарский, которые объединились и пытаются саботировать процесс возрождения завода», — сообщил источник.
В настоящее время процедуру добровольной ликвидации проходит целый ряд компаний Александра Забарского, которые задолжали миллиарды рублей, как по кредитам, так и по зарплате, налогам и коммунальным платежам. Головной компанией Забарского является ООО «СП Фоника». Ликвидация «Фоника» поможет Забарскому «выйти сухим из воды» и замести следы по долгам дочерних предприятий.
За последние годы группа компаний Забарского взяла кредиты в крупных банках страны в общей сумме более чем на 10 миллиардов рублей. Однако отдавать деньги, по информации СМИ, бизнесмен не планировал. Как сообщали местные издания, Забарский использовал схему банкротства предприятий каждый раз, когда положение дел внезапно ухудшалось.
Деньги, по данным СМИ, Забарский переводил на счет фирм-однодневок, а после втягивал предприятие в процедуру банкротства, таким образом оставаясь не в долгу перед кредиторами и чистым перед законом. Ключевой актив предпринимателя, компания «Мостострой-12» одолжила у банкиров более 3 млрд рублей (более чем по миллиарду рублей в банке «Пересвет» и «Татфондбанке» и еще около 600 миллионов рублей в Сбербанке) — и вскоре после этого прекратила свою деятельность.
Кредиты должны были быть погашены в конце 2016 — начале 2017 годов. При этом из собственности «Мостостроя-12» был выведен его единственный ликвидный актив — два здания в историческом центре Москвы. Здания, по данным СМИ, были без оплаты переведены Забарским на компанию ООО «Фоника Авиа», принадлежащую его зятю Вячеславу Никифорову. А в мае 2017 году миллиардер объявил о добровольной ликвидации компании.
С империей Забарского связаны и многочисленные уголовные дела. В августе Следственный комитет Тюмени возбудил дело в отношении экс- главы «Тюменьстальмост» Сергея Полевикова за хищение более 30 миллионов рублей вместе с организованной группой лиц. В апреле под уголовное дело попал глава Удмуртии из-за сорванного строительства мостов через реки Кама и Буй в Удмуртии и взятки от основного подрядчика проекта ООО «Мостострой-12», контролируемой Александром Забарским и его партнером Сергеем Полевиковым на сумму более 140 млн. рублей. Именно под этот проект Забарский взял кредит у банка ВТБ на 5 миллиардов рублей, однако не закончил строительство и не выполнил обязательства.
Эксперты считают, что запрет суда на проведение торгов — ничто иное, как попытка старого руководства продолжить хищение оставшегося имущества «Тюменьстальмост».