Posted 6 августа 2018, 14:40
Published 6 августа 2018, 14:40
Modified 19 августа, 16:34
Updated 19 августа, 16:34
По данным Минфина, за полгода 2018 года совокупный долг регионов сократился на 5,4%. В настоящее время сумма составляет 2,19 трлн рублей. Эксперты связывают снижение с соглашением, которое правительство вынудило подписать руководство регионов. Согласно документу, госдолг должен сокращаться минимум на 5% в год. Если субъект условия не выполняет, его штрафуют на 1 млрд рублей.
В целом же финансовая политика такова, что при распределении доходов, регионам остаётся 46% от всех налоговых сборов, остальное идет в федеральный бюджет.
Правительство также распределяет дотации на выравнивание бюджета, выдает субвенции и субсидии под какие-то проекты. Так, дотации выдаются два раза в год, но расходы происходят на постоянной основе. Отсюда и возникает нехватка денежных средств, которые появятся позже, но не прямо сейчас. Этот так называемый «кассовый разрыв» покрывается в регионах государственными кредитами, кредитами коммерческих банков, государственными гарантиями и облигационными займами. Занятые деньги отдаются при первой же возможности.
Стоит отметить, что, помимо государственных, у регионов есть кредиты коммерческих банков, госгарантии и облигационные займы. По поручению правительства крупнейшие банки России выдают субъектам кредиты по ставке 8,25% (ключевая ставка ЦБ + 1%).
Доходы регионов, за счёт которых погашаются долги, состоят из налогов, акцизов и пошлин, которые платят жители области.
На 1 июля 2018 года, по данным Минфина, всего лишь два региона РФ ничего не должны государству – Севастополь и Сахалинская область. У 45 субъектов госдолг за полгода снизился, у 11 остался прежним. У 27 регионов долгов стало больше. Причиной этому, по мнению аналитиков, стало выполнение майских указов президента: суммы пошли на повышение зарплат бюджетникам. Профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ Наталья Зубаревич считает, что у отдельных субъектов страны просто не было денег для этого, потому и пришлось залезть в долги, да еще и ужимать важные расходы на образование, здравоохранение.
Если говорить о Тюменской области, то еще три года назад государственный долг демонстрировал самый большой рост среди всех субъектов России. На тот момент он увеличился в 3,5 раза до 1,14 млрд рублей. По данным на 1 января 2016 года, доля бюджетных кредитов в госдолге была 28,2%, доля госгарантий — 71,8%, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме — 94%. Впрочем негативную тенденцию региону удалось переломить. На сегодняшний день госдолг сократился на 32%. Как сообщили в департаменте финансов региона, его объем составил 1,1 млрд рублей, в том числе бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета – 0,3 млрд рублей, государственные гарантии – 0,8 млрд рублей.
Снижение государственного долга обусловлено снижением обязательств, обеспеченных государственными гарантиями области. Объем обязательств по государственным гарантиям учитывается в составе государственного долга в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, вместе с тем обязательства по государственным гарантиям являются условными. Обязательства, обеспеченные государственными гарантиями Тюменской области, исполняются получателями гарантий своевременно и в полном объеме,рассказали в отделе департамента финансов региона.
По данным постановления «об основных направлениях долговой политики», опубликованного на сайте правительства региона, заимствований у коммерческих банков нет, а реструктурированная задолженность по кредиту, который был привлечен в 2010 году из федерального бюджета на дороги, составляет на сегодня 319 млн рублей. Остальная сумма — государственная гарантия, которую, как инструментарий, область задействует для поддержки малого и среднего предпринимательства.
Учли и прописали в этом документе и основные риски, связанные с реализацией долговой политики Тюменской области на 2018 - 2020 годы. К ним относятся, рост процентных ставок на рынке заимствований, снижения ликвидности рынка - отказ инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций региона) предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса и риск исполнения условных обязательств - наступление гарантийных случаев по государственным гарантиям.
Для недопустимости таких вариантов область проводит аналитические работы, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирует движения процентных ставок и многое другое.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета Тюменской области, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году,поясняется в постановлении.
Стоит отметить, что уровень госдолга – это один из показательных индикаторов уровня жизни населения в регионе. И он, по мнению специалистов, вполне может стать серьезной причиной для беспокойства губернаторов за свои кресла во время выборов глав регионов 9 сентября.
Ситуация с выборами во многом предрешена, серьезной конкуренции нет, но существует конкуренция элитная. Мы понимаем, что губернатор, находящийся по уши в долгах, становится для элит уязвимой мишенью, поскольку госдолг перед федеральным центром – тот крючок, на котором глава сидит и это его основной минус… Если губернатор показывает снижение долга, значит он работает в нужном направлении,подчеркивает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.