25 июля, 14:02Город
Отказавшись от одной развязки на Мельникайте, приступили к строительству другой
Считается, что улица Мельникайте не станет скоростной магистралью, но только отчасти. Отказались от строительства лишь развязки с улицей Республики. Все запланированные ранее путепроводы планируется построить. Эксперты считают, что мы лишь решаем сиюминутные задачи, забывая о перспективе.

В настоящее время развернулось масштабное строительство развязки с улицей 30 лет Победы. «Наш город» попросил члена общественной палаты Тюменской области, известного эколога Альберта Фахрутдинова прокомментировать ситуацию со строительством развязок в городе, о компенсации ущерба после сноса тысяч деревьев. В первую очередь мы говорили об улице Мельникайте.

— Губернатором Тюменской области было принято решение отказаться от превращения Мельникайте в скоростную магистраль, то есть было удовлетворена просьба экологов. Отказались от строительства развязки с улицей Республики. Сейчас на сайте администрации города опубликованы варианты строительства подземных переходов вместо развязок. Два месяца назад была подготовлена проектная документация на следующий объект — это развязка с улицей Дружбы. И мы сейчас занимаемся подготовкой экспертного заключения по нему. Там к вырубке предназначено 5200 деревьев, из них 2000 берез. Следующий объект, по которому мы будем проводить экспертизу — это развязка с улицей 50 лет Октября. И мы решили провести общественные слушания по обоим объектам.

По строительству развязки с улицей 30 лет Победы сомнений у экспертной группы нет. Другой вопрос — там необходим масштабный снос зеленых насаждений. Тем не менее, при нанесении вреда природе, связанного с необходимостью, должна быть полноценная компенсация. Там планируется снести около одной тысячи деревьев. В бюджет города должно быть перечислено целевым образом средства на посадку новых деревьев и кустарников. Примерно за каждое дерево нужно будет компенсировать 50 тысяч рублей. Посадить в том же месте такое количество, безусловно, невозможно, но они могут быть высажены в другом районе. Когда взвешивали на весах, что важнее — деревья или развязка, все сошлись во мнении о приоритете строительства полноценного путепровода.

Было конечно и другое решение вопроса. Мы его давно предлагали — это перенесение железной дороги за черту города. Если бы это удалось, то тогда не надо было тратить по 5-6 млрд рублей на развязки через железную дорогу, а их еще планируется построить несколько. Одну хотят строить в районе Маяка.

— Но для этого нужно огромное количество согласований. Это вообще реально сделать?

— Почему нет. Десять лет назад это было сделано в Волгограде. Что его бюджет намного больше Тюмени? Нет. Это во всех городах мира делается. Более того, у нас это даже рекомендовано генеральным планом города Тюмени, если вы его посмотрите в последней редакции 2011 года, то там это рекомендовано проектной организацией.

— А зачем мы тогда строим эту развязку?

— Конечно, глупо. Перенос Трансиба дело хлопотное и длительное, понадобится несколько лет, а для строительства развязки требуется времени меньше. В градостроительстве Тюмени мы латаем дыры, а не идем на опережение, не видим перспективы. Не слушаем ученых и проектировщиков. Говорят, что Тура непреодолимое препятствие, мы ее не можем засыпать. И здесь нам придется строить мосты и подъезды к ним делать широкими, здесь мы никуда не денемся.

С другой стороны и я с вами согласен, что развитие дорожной инфраструктуры провоцирует развитие автотранспорта, а не как в мире делают все больше пешеходных зон и улиц. Второй вариант и его предлагает также генеральный план — это вторая кольцевая дорога. Потому что первая — уже не кольцевая, не объездная дорога. Федюнинского — это теперь городская улица, она внутри города. Объездная дорога должна быть вокруг населенного пункта. И Владимир Якушев за год до своего назначения в Москву говорил, что мы в ближайшие годы начнем строительство первого сегмента второй кольцевой дороги. От федеральной трассы Московский тракт в районе села Успенка через Черную речку, через Жемчужину Сибири, через Червишево и выйдем на Богандинку. И связываем три тракта — Московский, Червишевский и Ялуторовский. Но потом все это заглохло.

У нас было совещание в декабре прошлого года в Главном управлении строительства Тюменской области. Там эти темы поднимали и обсуждали. И когда Сергея Шустова, заместителя губернатора спросили про вынос железной дороги за черту города, то он сказал, что мы пытались, но РЖД возражали. И когда мы поинтересовались, а когда эти переговоры велись, он ответил, что пять лет назад. Мы предложили начать новые переговоры с РЖД и если ГУС не в состоянии их вести, то Общественная палата области и ОНФ готовы заняться этим вопросом. Мы будем его решать через федеральные органы власти. И Шустов дал поручение своим сотрудникам немедленно возобновить эти переговоры.

Нужно максимально стремиться к тому, чтобы транспорт перемещался вокруг города, а не пересекал по Мельникайте его насквозь. А сейчас мы занимаемся решением только сиюминутных вопросов, забывая о перспективе.

С 15 июля на Мельникайте начались работы по реконструкции развязки через железную дорогу. И так загруженная улица стала еще менее проходимой. Отмечалось, что движение транспортных средств будет ограничено до 15 августа со стороны улицы 30 лет Победы.

Подрядную организацию для выполнения указанных работ выбрали 13 мая. Общая стоимость реконструкции транспортной развязки составит 2 млрд рублей. В результате на улице должны появиться шесть полос для движения транспорта. Все работы должны быть выполнены до ноября 2021 года.

В текущем году победитель торгов получит почти 606 млн рублей, в 2020 году — 800 млн рублей, в 2021 году — почти 647 млн рублей.

В начале года ГУС отказался от строительства развязки в центре города на пресечении Республики и Мельникайте сославшись, что проектирование данного дорожного объекта осложняется стесненностью территории, особенностями застройки и неудобства для пешеходов.