Posted 8 апреля 2020,, 05:15

Published 8 апреля 2020,, 05:15

Modified 21 октября 2022,, 07:39

Updated 21 октября 2022,, 07:39

«Наша сила в нищете». Как выжить бизнесу в режиме самоизоляции

8 апреля 2020, 05:15
Мир разделился на тех, кто ждет перемен и кто начал меняться сам. Коронавирус заставил многих из нас пересмотреть планы на будущее. Светлана Романовская и Елизавета Бондаренко поговорили с известными предпринимателями Тюмени и узнали, как они приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Карантин для некоторых бизнесов закончится 13 апреля. Но эта мера, вероятно, не коснется рестораторов. По пессимистическому прогнозу рестораны начнут работать не раньше конца мая. Кто-то закрывается, что можно судить по объявлениям о продаже бизнеса, кто-то вовлекается в доставку, пытаясь хоть как-то привлечь живые деньги. Как чувствует себя Ресторанная Федерация «Вкус 72», в которую входит: банкетный ресторан «Vintage», караоке-клуб «AVENЮ», столовые для крупных компаний, буфет в бизнес-центре. Об этом я спросила Алену Картышкину, генерального директора «Вкус 72».

Мир разделился на тех, кто ждет перемен и кто начал меняться сам. Мы не шаурма, не рестораны быстрого питания, нам нет смысла уходить в доставку. У нас главное направление — кейтеринг и корпоративное питание. Пока все не заработало в полную мощь, у нас нет объемов. Мы ждем и решаем проблемы по мере поступления. Налоги я успела заплатить в марте, так что эта поддержка государства меня не коснулась. Расставаться с коллективом я не хочу, морально не могу выставить их на улицу. 10 апреля подходит срок выплаты зарплаты за март. Мы договорились, что все получат минималку, без KPI. У нас около 180 сотрудников (по всем нашим точкам и плюс арт- группа). Нет средств выплачивать оклады и нет возможности платить поставщикам. Оплаты приостановлены. С партнерами и топ-менеджерами компании договорились, что пока берем паузу, им платить нечем. Пишем гарантийные письма и берем отсрочки. Брать кредиты на выплату заработной платы? Это издевательство над бизнесом.

Следующий вопрос — арендодатели. Самая крупная локация — ресторан «Vintage», это под миллион аренды. Мы работаем тут 11 лет, я попросила скидку 100% на время карантина. Арендодатель ответил, что сделает всё возможное, для того чтобы мы смогли продержаться на плаву эти месяцы. Но я и арендодателей понимаю, ведь им налоги платить. Поэтому через Ольгу Михайлову «Ассоциация гостеприимства» я написала письмо на Губернатору области, чтобы нашим арендодателям сделали послабление в налогах, а они в свою очередь могли позволить себе помочь нам с арендой.

Новые возможности

Главное, что произошло за это время — это объединение рестораторов. Мы создали общий чат поддержки. Я покупаю у психологов, экспертов ресторанного бизнеса вебинары для нашей онлайн-школы «Ресторанный Управляющий». Доступ к этим вебинарам даю бесплатном всем желающим коллегам. Сама этим подпитываюсь.

А еще мы работаем не только над виртуальным объединением, но и над новым для Тюмени форматом работы рестораторов после карантина в офлайн. Коллаборация с целью экономии денег: создание единой управляющей компании, фабрики-кухни, учебного центра для нескольких ресторанов или небольших сетей.

Мир не будет прежним, это однозначно. Я точно не оставлю «Vintage» в том формате как сейчас. Банкетный бизнес для меня уже умер. «Перезагрузка» ждет и кейтринг. Скоро ли будут востребованы заказы на 1500 и 2000 мест? Думаю — нет.

Я по жизни безнадежная оптимистка. Я посчитала, что мне сейчас, чтобы покрыть убытки (при прогнозе начала работы не ранее конца мая) нужно 10 миллионов. Их я буду отдавать 2-3 года. «Наша сила в нищете», — эту фразу сказал мне на днях один наш партнер. И в этом есть глубокий смысл. Развитие всегда идет из точек боли и напряжения. Одним словом, даже если мы выживем, это будет не про бизнес, а про мой образ жизни. Про образ жизни всех предпринимателей. Я люблю свое дело».

Няня онлайн и цветы бесконтактной доставкой

Бебиситтеры, а их на ресурсе KIDSOUT.ru только в Тюмени 300 человек тоже в онлайн. «Заказов хоть намного меньше, но есть. Мы разработали методические рекомендации для наших сотрудников, родители и дети довольны. Мамы устали, детям хочется живое общение, мы рады помочь», — признается Анжелика Копыльцова руководитель сервиса по поиску бебиситтеров в Тюмени.

С «цветами жизни» боле менее понятно, а вот с живыми не совсем.

«Каждую неделю нам идут цветы, потому что мы заказали их 2 недели назад, примерно на 350 тыс. рублей, плюс остатки в 4 точках на пол миллиона. Отменить, вернуть, заморозить, переждать ничего нельзя, — делиться совладелица сети цветочных магазинов Fan Fan Tulpan Екатерина Таможникова. — Цветы остаются в салонах, я езжу в магазины и ухаживаю за ними — перебираю и подрезаю стебли. Мы платим коммунальные платежи за арендуемые помещения, у нас работают холодильники и кондиционеры. выбрасывать свежие цветы пока не хотим. Что-то дарим, что-то продолжает храниться в студиях.

Каждое утро цветочники Тюмени, у которых тоже есть теперь профессиональный чат звонят в штаб по поддержке бизнеса, обращаются в Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области. Нам говорят, что знают о проблеме. Пока никаких мер для поддержки не принято, все ждут. Кредитов нет, арендодатели пошли на встречу дали «каникулы» по аренде. У власти мы просим одного — разрешите бесконтактную доставку цветов. У людей праздники, дни рождения, юбилеи. Им нужна радость, нужны цветы. Не хочется начинать это делать из-под полы».

Из-под полы торговать не пришлось, с 6 апреля разрешена торговля онлайн и бесконтактная доставка. Цветочники усилили маркетинг.

Роботы в помощь

Качественные изменения бизнеса в сторону роботизации, цифровизации прогнозируются во всех сферах. Даже в таких консервативных отраслях как нефтегазовая и строительная.

«С одной стороны, ситуация с коронавирусом усилила необходимость использования онлайн сервисов, позволяющих управлять процессом удаленно, без выезда непосредственно на объект, — комментирует ситуацию Наталья Бреус, заместитель генерального директора по экономике АО „Мостострой-11“. — Осуществление совместной работы через веб-платформы и мобильные приложения, контроль за фактическим нахождением персонала и техники с использованием интернета вещей позволит обеспечить своевременной информацией менеджмент и ускорить принятие решения. Это все эффективно в любой ситуации так как повышает скорость реагирования на проблемы и управление затратами. С другой стороны, реагируя на этот вызов, следует проработать вопрос о сокращении рабочих на стройплощадке за счет совмещения трудовых функций, повышения квалификации работников, устранения неэффективных процессов. Компания „Мостострой-11“ эти меры предпринимала и ранее, но сейчас они кажутся как никогда актуальными».

Продолжение следует…

"