Posted 7 ноября 2021, 03:35
Published 7 ноября 2021, 03:35
Modified 19 августа, 18:53
Updated 19 августа, 18:53
Таким вопросом задаются многие противники введения ограничительных мер из-за возможного противоречия с федеральным законодательством. Некоторые говорят даже о нарушении федерального закона со стороны региональных властей.
Но Максим Воробьев обращает внимание на действия по изменению законодательства в прошлом году:
«Есть Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В прошлом году в него были внесены изменения и органам власти субъектов Российской Федерации добавлены дополнительные полномочия. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены «Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или ЧС». Нюанс в том, что обязанности по обеспечению, контролю, соблюдению и т.д. возлагаются этими документами на т.н. уполномоченных должностных лиц», — комментирует Максим Воробьев.
Понятие «должностное лицо» определяется Кодексом об административных правонарушениях: это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
Таким образом, обязывая предпринимателей осуществлять допуск граждан только при наличии QR-кодов, органы государственной власти региона передают им часть государственных функций по проверке документов граждан, запрету на передвижение, отказу в получении услуг и т.п., по сути наделяя предпринимателей государственными полномочиями в правоотношениях, должным образом не урегулированных на федеральном уровне.
На вопрос, что же сейчас сделало правительство области, чтобы соответствовать федеральным правовым рамкам, Максим Воробьев отвечает:
«Проблема в том, что правительство Тюменской области издало постановление с неопределенным порядком исполнения. Например, есть много оснований для отмены решений судов. Одно из них — наличие порока в самом судебном решении, которое невозможно исполнить в силу его содержания. Бывает, что судья даже заведомо принимает решение, которые исполнить невозможно или неясно, как это можно сделать. По аналогии можно сказать, что в нашем случае предпринимателям вменили исполнение несвойственных им обязанностей, и они сами должны теперь придумать, как их исполнить и технически, и не нарушая прав граждан, и не нарушая требования контролирующих органов, буквально оказавшись между двух огней».
Отсюда и «огороды» из сигнальных лент, деревянных палетов и других самодельных «коридоров», которые городят предприниматели в торговых центрах, и непонимание сотрудников, «уполномоченных» не пускать без предъявления документов, как действовать в различных ситуациях.
Посетителям не понятно, на каком основании они должны показывать свои паспорта и иногда даже медицинские документы какому-то человеку в гражданской форме и без знаков отличия, а «уполномоченным» сотрудникам не понятно, что делать, например, если гражданин идет и никаких документов не показывает.
Хватать и вязать? Стыдить? Вызывать наряд милиции? А если у него в конце концов окажется QR-код, он будет нарушителем или нет? Если будет, то что он нарушит? Вопросов много, ответов почти не на один из них нет, и по мнению органов власти каждый предприниматель должен сам придумать, как будет выкручиваться.
«Предприниматели и их сотрудники, на плечи которых возложено бремя допуска граждан и проверки QR-кодов, однозначно столкнутся с претензиями по поводу законности предъявляемых требований со стороны граждан, и по поводу нарушений при организации пропускного режима со стороны контролирующих органов», — считает Максим Воробьев.
Ситуация, мягко говоря, очень непростая, и не каждый юрист сможет безошибочно разобраться в тонкостях правовых норм, рождающихся по нескольку штук за один день. А обычному гражданину это и вовсе не под силу, поэтому вероятность ошибок и нарушений при исполнении предписанных обязанностей очень велика.
«Ни гражданам, ни предпринимателям ничего не разъяснили. Именно эта неопределенность и вызывает истеричные настроения вокруг этих требований, и уж точно не добавляет доверия к органам власти со стороны граждан и предпринимателей. Предполагается, что новые правовые нормы должны быть чем-то обоснованы и каким-то образом связаны с действующим законодательством, т.е. у Правительства области в лице Главного правового управления должна быть соответствующая правовая позиция. Полагаю, что было бы очень полезно изложить ее, например, в официальном печатном органе Правительства области в виде разъяснений и обоснований вводимых норм. И юристы бы вникли, и граждане бы гораздо меньше нервничали. На деле же создалось впечатление, что нам или что-то не договаривают, или пытаются «пропихнуть» нормы с нарушением, или вообще не считают нужным объяснять свои намерения и действия», — объясняет Максим Воробьев.
«Кроме как «правовым бардаком» существующую ситуацию я назвать не могу, и по моему мнению, Главное правовое управление Правительства области заслуживает за свою профессиональную компетентность в этих вопросах жирную двойку!», — комментирует Максим Воробьев.
Дело усугубляется и нарастающей неразберихой в нормативных актах, в которые в режиме нон-стоп, иногда даже и по 2 раза за день, вносятся правки. При этом документы публикуются на обозрение и для исполнения гражданами (не юристами!) в т.н. «рабочем» варианте с кучей отсылочных норм и правок, которые непонятно, в какую редакцию документа вставлять.
С последними правками от 03 ноября 2021 г. в постановление № 120-п. которых уже несколько сотен, предприниматели банально запутались и многие, отчаявшись, просто ждут пояснений официальных представителей органов власти «по телевизору»: можно работать с 8 ноября или запрет продлили до 13-го?
«А чего, казалось бы, проще, чем в течение получаса в спокойном режиме сформировать редакцию постановления уже с учетом последних изменений, выложить на сайт для ознакомления и спокойно уйти на выходные? Это что: некомпетентность юристов правового департамента или халатность? Почему чаты предпринимателей уже 4 дня обсуждают вопрос «Работаем или не работаем? Зачем в одном пункте 7 ноября заменили на 13-е, а в другом оставили 7-е? Разве так готовятся правовые акты, по которым со дня на день должны начать жить более полутора миллионов человек?», - комментирует Максим Воробьев.
По его словам, в текущей ситуации в тройке "власть, бизнес, граждане" последние два элемента обречены на искусственно созданное противостояние и будут стараться самостоятельно найти компромисс, выкручиваясь, кто как может. Правильно было бы, если бы органы власти, принимая подобные решения, брали и их реализацию, и ответственность на себя, а не перекладывали государственные функции на тех, кто к этому и не готов, и не уполномочен на их исполнение от имени государства ни одним нормативным правовым актом.
По его словам, насколько глубоко зайдет ситуация с неверным трактованием и ошибочным исполнением законодательства — покажет время. Уже скоро, выдержав процессуальные нормы на обжалование, начнут появляться решения судов на обозначенные темы.