Posted 4 июня 2021,, 05:07

Published 4 июня 2021,, 05:07

Modified 21 октября 2022,, 08:14

Updated 21 октября 2022,, 08:14

Переломы черепа и челюсти — последствие «покатушек» на электросамокате. Кто виноват?

4 июня 2021, 05:07
Конфликт всех участников движения на тротуарах. Нужны ли отдельные правила для пользователей электрических самокатов и насколько безопасен такой вид транспорта?

Не так давно в Тюмени появился новый и доступный почти каждому вид транспорта — арендный электросамокат. Вместе с возможностью покататься с ветерком по городу, возникли и проблемы, связанные с массовым использованием бесконтактного шеринга.

«В середине мая у меня друг упал с электросамоката: есть на набережной под мостом Влюбленных коварный бордюр, о который он и споткнулся. Улетел через руль, вперед головой так, что с места происшествия увезли на машине скорой помощи. В сумме — перелом верхней челюсти, вдавленный перелом лобной пазухи, перелом остистого отростка 6 шейного позвонка. Вот только выписали с ОКБ-2 из челюстно-лицевой хирургии. Теперь почти месяц ходить с фиксированными челюстями и шеей, есть через трубочку и не говорить, соответственно»,написал в своем телеграм-канале житель Тюмени, «Некий Самойлик»

Мы связались с потерпевшим, чтобы узнать поподробнее о случившемся.

«15 мая мы с друзьями пошли гулять на набережную, около 10 часов вчера. Возникла идея покататься на самокатах, несмотря на толпы прохожих людей. Мы решили, что нужно уехать подальше, где не будет так людно, чтобы без всяких рисков воплотить задуманное. Мои друзья арендовали самокаты, поехали в сторону строительного университета, а я оказался последним, кто нашел свободный самокат. Подумал, что легко догоню своих… Через 10 секунд поездки, объезжая людей, я почувствовал резкий удар, и вот я уже лечу впереди самоката. Упал на плитку, сразу ощутил боль в шее и много крови, капающей с лица. В итоге - два перелома на лице и один на шее, скорость была около 20 километров в час. Оказалось, что на месте удара был поребрик, который окрашен в цвет самой плитки набережной. А так как он находился под самим мостом влюбленных, то ночью увидеть его было невозможно — в том месте нет освещения. Теперь, самокаты обхожу стороной»,рассказал потерпевший, аспирант Института математики и компьютерных наук ТюмГУ, пожелавший не называть свое имя.

По словам пресс-службы УМВД, это лишь один несчастный случай из 4, случившихся в этом году с участием, так называемых, «самокатеров». Кстати, официальная статистика ДТП с участием маломощного электроприводного транспорта, не ведётся. Отсюда возникает резонный вопрос, насколько безопасен данный вид транспорта и есть ли какие-либо отдельные правила, определяющие его движения?

«Если мощность электросамоката меньше 0,25 КВт, и максимальная скорость, которую он развивает менее 50 км/ч, то он приравнивается к пешеходам. Если мощность больше, то водитель самоката приравнивается к водителю мопеда и у него в водительском удостоверении должна быть открыта категория "М"»,сообщила Анжела Борисова, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД по Тюменской области

Получается, что транспортное средство, развивающее среднюю скорость в 30-40 км/ч — равно пешеходу по букве закона. Однако, к обычным прохожим у горожан претензий нет, а вот «самокатеры» доставляют огромное неудобство и даже без преувеличения страх.

«Мешают. Особенно мы часто ходим по улице 50 лет Октября, там много самокатов они не соблюдают никакие правила, это, конечно, очень опасно. На мой взгляд, их нужно приравнять к мотороллерам… Летом становится очень тяжело, начинаются самокаты, велосипеды, моноколёса и так далее. У велосипедистов хоть сигнал есть, они и едут более осторожно и не так быстро, а у самокатов сигнал "уступить дорогу" ни разу не слышала, а несутся они порой со скоростью света»,поделилась Наталья, жительница Тюмени, пешеход

До некоторых пор проблема сигнального оборудования, действительно, существовала. Дело в том, что на прокатных самокатах либо не работал предупредительный сигнал, либо был очень тихим и непривычно «электронным». Люди просто не реагировали на малознакомый, еле слышный звук. Поэтому предприниматели, предоставляющие прокат, оснастили самокаты обычными велосипедными звонками. Однако глобально проблема не решена, пешеходы все так же шарахаются от несущихся самокатов, велосипедисты объезжают их обочиной, а автомобилисты, в летнее время особенно, напряжены на дорогах города. Негласный конфликт участников дорожного движения явно нарастает.

«Это очень большая проблема, ее можно поделить на три важных составляющих: первое - я за то, чтобы на любое транспортное средство с любым приводом необходимо было получить права или пройти специальное обучение. Второе — нет альтернативной дорожки для велосипедистов и самокатчиков, кроме как пешеходный тротуар, который заставлен ими. В Москве, например, запрещён дистанционный прокат. В Тюмени арендные велосипеды и самокаты стоят где угодно и как угодно. Бизнес сам должен позаботиться о данной проблеме и не занимать инфраструктуру, которую город за бюджетные деньги создал для жителей города. Третье — культура поведения. К примеру, едет на самокате крупный мужчина, 100 килограмм, в довесок с ребенком, да ещё и не совсем трезвый — он, конечно, несёт угрозу не только своему здоровью и здоровью ребенка, но и окружающим. В некоторых странах вообще принят закон, запрещающий все эти самокаты, моноколёса, скутеры с электроприводом. Эти транспортные средства несут прямую угрозу для здоровья и жизни людей. А у нас полное беззаконие», поделился своим мнением Юрий Баранчук, депутат Тюменской областной думы, председатель Федерации велосипедного спорта Тюменской области

Многие, кто пользуется прокатом, действительно не умеют контролировать свою скорость и представляют большую опасность для окружающих пешеходов. Но сейчас их навыки и ответственное поведение целиком на их совести.

«Да это безопасный вид транспорта, если ехать адекватно, не лихачить, не нарушать правила пересечения проезжей части. Убедиться, что это безопасно, посмотреть налево и направо, переезжать только там, где это разрешено (по пешеходным переходам) на разрешающий сигнал светофора, и тогда всё будет нормально. Если же ты едешь по проезжей части, то прижимаешься ближе к обочине. То есть, если соблюдать все меры безопасности, шансов убиться на нем, гораздо меньше»,поделился своим мнением Яков, пользователь самоката

Заставить передвигаться по проезжей части «самокатеров» точно не является панацеей. Их движение считается опасным и рискованным на пешеходных дорожках, движение их по трассе с потоком машин вообще трудно себе представить. Хотя, законом это не запрещено, водитель электросамоката имеет право вести себя на дороге, как и велосипедист. Тюменский инстаграм-блогер, видеограф и заядлый велолюбитель Михаил Матюхин (ник «ascketus») тоже подчеркнул, что проблему отсутствия отдельных правил для такого вида транспорта необходимо решать уже сейчас.

«Нужно создать отдельные правила дорожного движения для них, я с этим полностью согласен. Есть, несомненно, конфликт между „самокатерами“, велосипедистами и автомобилистами, и часто водители электротранспорта создают неудобства и пешеходам, и другим участникам движения. У самоката нет механического привода, человек не подготовленный, вполне может упасть, сбить кого-то на пешеходной дорожке или создать аварийную ситуацию. Права на вождение, конечно, "самокатерам" не нужны, как и велосипедистам. Каждый имеет право передвигаться как удобно. Однако, точно нельзя забывать об уважении к окружающим и соблюдении элементарных правил безопасности»,прокомментировал ситуацию Михаил

Решит ли проблему закон о полном запрете проката самокатов? Не будет арендных, появятся личные. Арендовать электронное транспортное средство может только совершеннолетний, а вот кататься на своем никто не запрещает в любом возрасте.

«Мне нужен самокат, чтобы доехать до тренировки. Ни разу не падал на нем. Безопасность зависит от самого водителя, тут 50 на 50. Можно и идя пешком упасть на ровном месте. Если введут правила носить защитную экипировку, то, конечно, буду ее надевать, нужно будет получить права или пройти обучение, думаю тоже не проблема»,поделился своими мыслями ученик 7 класса школы № 15 Кирилл

В одном из сервисов бесконтактной аренды самокатов нам сообщили, что о проблеме знают и стараются со своей стороны сделать все возможное, чтобы обезопасить пользователей. В этом году планируется запустить программу по обучению безопасному вождению. Кроме этого, в планах нанять консультантов, которые будут собирать самокаты и возвращать их на парковочные места, следить, чтобы они никому не мешали. Также они будут следить, чтобы пользователи не ездили вдвоём на одном самокате. Еще в планах запустить программу по отслеживанию агрессивного вождения.

И из последних новостей — совет по развитию гражданского общества и правам человека предложил признать самокаты средствами повышенной опасности, дать им номерные знаки и внести их в ПДД. Также предлагается ограничить скорость для такого транспорта, ввести обязательное страхование гражданской ответственности арендаторов, а также работников курьерских служб, управляющих транспортом.

Изменит ли это общую картину, когда введутся новые правила, пока доподлинно неизвестно. Остаётся лишь надеется, что данный вопрос не останется без должного внимания ни самих жителей, ни властей, ни владельцев шеринговых фирм.

"