Posted 14 октября 2021,, 10:56

Published 14 октября 2021,, 10:56

Modified 21 октября 2022,, 08:03

Updated 21 октября 2022,, 08:03

Тюменским производителям бытовой химии не хватает имени для работы на рынке

Тюменским производителям бытовой химии не хватает имени для работы на рынке

14 октября 2021, 10:56
Фото: 1Mi
Бытовая химия есть в каждом доме и рынок производства этой продукции очень велик. В 2020 году в России произвели почти 4 млн тонн бытовой химии, рынку не помешала даже пандемия. Но тюменским производителям тяжело зайти на рынок из нескольких преград. Разобрали проблемы и перспективы развития рынка в данной отрасли.

Производство бытовой химий на российский рынок почти полностью находится внутри страны.

Эксперты оценивают объем рынка бытовой химии в России в 300 млрд рублей.

Больше всего производят и продают средства для кухни, сантехники, стекол и полов. На них приходится почти 25% рынка. Чуть меньше занимают средства для стирки — порошки, пятновыводители, отбеливатели и кондиционеры для белья. Одна пятая рынка — это средства для мытья посуды. И ещё 30% приходится на все прочие виды бытовой химии — дезинфекторы, репелленты, средства для обуви, ароматизаторы и освежители воздуха.

Тюмень и Тюменская область не особо выделяются в этом секторе экономики. Но известно, что половина всех продаж приходится на 4 компании — российские дочки транснациональных гигантов.

Транснациональные корпорации пока преобладают на российском рынке бытовой химии

Например, самый известный пятновыводитель в России производят на заводе британской компании Reckitt Benckiser в подмосковном Клину. 275 человек обеспечивают круглосуточную работу предприятия. Но пандемия вносит свои коррективы.

«Наиболее сильную динамику показали средства для мойки посуды и для посудомоечных машин. Они выросли на 27,5%. На 10% выросла категория дезинфицирующих средств, более, чем на 16%, для прочистки стоков и труб. Растёт категория товаров, которые способствуют установлению приятного аромата дома», — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям в России и СНГ Reckitt Benckiser Игорь Наймушин.

Не замысловатый способ производства позволяет произвести 130 упаковок известного пятновыводителя всего за минуту! В 2020 году завод выпустил 20 миллионов единиц этого средства.

К сожалению, до 30% сырья — энзимы, красители, отдушки и другие компоненты Reckitt Benckiser ввозит из-за рубежа.

«Те 70 плюс, условно говоря, программ поддержки бизнеса в эпоху пандемии — они коснулись, в том числе, и поддержки химической промышленности. Условия, которые созданы для инвестиционной активности отечественных и зарубежных инвесторов у нас достаточно неплохие. Но, конечно же, надо заниматься вопросом и налогового бремени и вопросами, связанными с локализацией производства», — рассказывает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Тюменский бизнес может закрыть потребности рынка если ему помочь

Что ж Тюмень динамично развивающийся город, с большим количеством автомобилей поэтому здесь и появилась компания по производству автохимии, которая очень востребована автовладельцами и сервисными организациями, типа моек. Так компания «Ромакс» захватив 50% рынка автохимии Тюмени, перешла на производство бытовой химии.

Совладелец и руководитель компании Роман Ильиных рассказал с какими проблемами столкнулась, производя бытовую химию в Тюмени.

Во-первых, сырье, которое можно приобрести как за границей, так и в России обладают одинаковым качеством, но по словам Романа компоненты из Кореи на 5% дешевле, чем от российских производителей. Поэтому они предпочитают иностранных поставщиков.

Во-вторых, частному производителю не сложно зайти на полки крупных магазинов, но отсутствие имени, а может быть и просто жадность магазинов делает такую торговлю не выгодной, поскольку наценка превышает прибыль производителя, и поставлять товар в магазин просто нет смысла.

«Ритейлы с радостью берут товар под реализацию, хотят низкую цену, хорошего качества продукт, но так как этот бренд не известный не стесняются делать большую наценку. Мы понимаем, что ритейл с такой наценкой зарабатывает больше, чем производитель», — рассказывает Роман.

В-третьих, оптовые компании и посредники также делают огромную наценку на товар компании.

«Если мы продаем мыло за 100 рублей, потом мы это мыло видим на рынке за 280», — поясняет руководитель компании.

При этом наценку на известные марки бытовой химии посредники делают в разы меньше. Поэтому мелким предпринимателям тяжело выживать в этом бизнесе.

По словам Романа, до 2018 года с рынка ушло как минимум 10 местных производителей.

Сейчас компания может выпускать 40-60 тонн продукции в месяц, но это не закрывает всех потребностей местного рынка, но если создать условия, то в Тюмени могло бы появиться предприятие, которое может закрыть нужды тюменцев в чистящих и моющих средствах по низким ценам.

Государство бы могло поддержать такой бизнес если бы помогло выходить на рынок и предоставлять возможность расширять свое производство.

По словам Романа, компании сейчас просто не хватает известности, и ведь сертифицированное производство бытовой химии в Тюмени не чем не уступает известным брендам.

Специфическая бытовая химия в Тюмени

Кроме предприятий «Ромакс» в сибирском городе выросло производство специфической бытовой химии.

Завод «Тюменские аэрозоли» появившееся еще в 90-х как совместное российско-американское предприятие пережило в 2004 году второе рождение.

Специализирующееся на производстве перцовых газовых баллончиков предприятие на ряду с производством специфических товаров стало выпускать профессиональные средства защиты от клещей и кровососущих насекомых.

А в 2015 году, в рамках импортозамещения, начался выпуск натуральной геотермальной минеральной воды в аэрозольной упаковке.

Предприятие выпускает и простые товары, востребованные широким кругом населения, например, освежители.

Рынок нуждается в понятном правовом регулировании

Бытовая химия — это отрасль, которая напрямую зависит от качества научных разработок. Хотя средства и производят в России, многие компоненты для них все равно идут из-за рубежа. 3% — вклад всей парфюмерно-косметической промышленности в ВВП страны. В Торгово-промышленной палате говорят, потенциал у отрасли гораздо больше.

«Только за последние годы появилось очень много общемировых брендов на территории Российской федерации. Причём не только, как импортный товар, а как товар, произведенный на территории Российской Федерации. Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС. Все те, производства, которые расположены на территории России — они, как раз, рассчитаны именно не только на российский рынок, но они распространяют свое влияние на рынки и Киргизии и Белоруссии и Казахстана, и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество», — объясняет вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Эксперты и представители рынка ждут главного — до сих пор не вступил в силу технический регламент на бытовую химию. Это единый документ для отрасли не только в России, но и на территории всего Евразийского экономического союза.

Техрегламент соберет все требования к рынку бытовой химии, избавит его от лишних бюрократических проволочек, а главное — защитит права покупателя.

"