Posted 9 сентября 2021, 11:36
Published 9 сентября 2021, 11:36
Modified 30 ноября, 17:39
Updated 30 ноября, 17:39
По данным Ростуризма до пандемии коронавируса 70 миллионов россиян регулярно отправлялись в турпоездки. Но в 2020 году треть из них остались дома из-за закрытых границ.
Тюменские предприниматели отметили наплыв туристов внутри региона, а также по России.
Но в целом оборот туристического рынка России в прошлом году сократился более чем в два раза — до 1,6 триллиона рублей. В России было продано 43 миллиона туристических поездок, в основном, внутри страны. Из всех направлений наибольшим спросом пользовался пляжный отдых. Каждая пятая поездка была по историческим местам. 4,5 миллиона россиян в прошлом году посетило санатории и лечебные курорты. И столько же выбрали активный отдых — в основном на горнолыжных курортах.
Жемчужиной Тюменской области, как туристического центра считается духовная столица Сибири — Тобольск, а также спа-курорты в Тюмени основанные на горячих источниках.
«Возможностей для приключенческого туризма в нашей стране более чем достаточно. У нас есть любые зоны природные: пустыни, горы, реки… Нужны люди подготовленные. Приключенческий туризм — это приключения, неожиданности. Значит рядом должны быть люди, которые смогут в любой ситуации грамотно сориентироваться, сделать всё для безопасности этих людей», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
В Тюменской области нет гор, но добраться до них жителям нашей области проще чем большинству Россиян.
Организацией активного отдыха в этом направлении занимается тюменская компания Ballistic.
По словам ее основателя Анатоли Шевченко «Зачем ходить по лесу, когда в 4-5 часах езды можно походить по горам, олени, ручьи, национальные парки». Так мужчина характеризует туристическую привлекательность Уральских гор.
Занимается таким видом отдыха он давно.
«Я катаюсь на сноуборде с 2003 года. Мы собирались друзьям, со временем большая компания ездила. Мы стали арендовать автобус и так организовали группу. Первый выезд был 2008 год», Анатолий Шевченко о том, как организовалась компания Ballistic.
И в принципе такой отдых нельзя назвать дорогим для тюменцев
В стоимость тура по Уральским горам входит перевозка к месту, проживание в гостинице если понадобится, заброска, оплата гида и другое.
«В среднем день на Урале это 2,5 тысячи сейчас эта сумма приближается к 3 тыс. рублей. То есть тур выходного дня около 6 тыс. рублей. Конечно многое зависит от направления», — рассказывает Анатолий.
Такой отдых рассчитан на непривередливого туриста.
Но это бизнес, на данном этапе, Анатолий считает не прибыльным, он больше рассчитан на фанатов.
И здесь есть ряд проблем, которые он озвучил. Услуги активного отдыха бурно развиваются только последние несколько лет, и работают как на «диком Западе».
«Службы которые должны обслуживать весь этот сектор. Спасательная служба, егеря и так далее. Все это остается на уровне 91-го года», — считает Анатолий.
Подтверждением тому гибель тюменской туристки в Пермском крае. Спасатели не могли эвакуировать девушку несколько часов.
Также он привел пример национальные парки, которые собирают деньги за остановки туристов, но ничего не делается. Не проводятся санитарные чистки, противопожарная обработка, нет организованных постов пожарной охраны.
Более того нет инфраструктуры для заброски туристов. Не говоря уже о подготовленных гидах. Это или местные жители, или просто опытные туристы, но инвесторы и крупные туроператоры этим пока не интересуется.
«Это рынок которого не существовало 10 лет назад в принципе», — говорит Анатолий.
И это направление турбизнеса конечно нуждается в поддержке государства.
«Какое бы приключение не было, требует оно или не требует гостиницу, но куда-то человек должен приехать. Откуда-то он должен в эти приключения стартовать. Где-то он должен питаться. Кто-то должен ему организовывать это приключение. Это тоже инфраструктура. Это тоже затраты определённые», — комментирует ситуацию Сергей Катырин.
Именно с инфраструктурой у тюменского природно-реабилитационного комплекса «Гнездо» как раз все хорошо.
Его владелица Алена Мельникова отметила, что отчасти закрытие границ повлияло на приток новых клиентов. Но все же отдыхающие ценят комплекс за его креативную составляющую.
«Мы все время в процессе развития и строительства. Появление новых локаций и объектов подогревают к нам интерес» — рассказывает Алена.
Идея создания места силы под Тюменью оправдывает инвестиции в бизнес.
Тюменцы и гости региона приезжают за впечатлениями от необычного дизайна мест отдыха в комплексе. Здесь есть домик на дереве — детская мечта большинства мальчишек. По желанию можно организовать костер с приготовлением пищи, есть тандыр. Конечно же всем этим занимается специальная егерь-служба.
«Я специально в плане отдыха, привлечения к нам внимания сделал ставку на уникальности. На уникальности артобъектов, домиков, на отсутствие готовых решений во всем. Это не подходит для тех, кто готов купить готовый бизнес, поставить и работать, такого интереса не будет», — говорит Алена.
Человек с одной стороны в этом комплексе погружается в природу, а с другой наслаждается дизайнерскими решениями. Где вы, например, могли бы отдохнуть в автобусе или доме хоббитов?
Люди активно бронируют необычные домики, уже есть запись на Январь 2022.
По словам владелицы, каждый уникальный дом окупается в течение 2-3 лет.
Также Алена Мельникова отметила, что государство помогает в этом направлении бизнесу различными грантами. За счет полученного гранта им удалось возвести в комплексе купол для проведения открытых мероприятий, сумма гранта составила 3 млн рублей.
«Это та поддержка, без которой я бы не рискнула возводить такие сооружения», — поясняет владелица комплекса.
Для тюменцев, которые готовы отдыхать в подобных местах и тем самым развивать внутренний туризм также существует поддержка.
За услуги отдыха в России можно получить кешбэк. В Торгово-промышленной палате эту меру считают одной из действенных по поддержке внутреннего туризма в стране.
«На этот момент где-то полтора миллиона граждан России уже воспользовались этой формой поддержки. Они затратили где-то порядка 27 миллиардов рублей. И пять миллиардов им вернулось. Это так сказать достаточно неплохой коэффициент. И по нашим ощущениям, это набирает обороты. Почему четвёртый этап — на осенние поездки — и появился», — поясняет президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Вероятно, данная мера продолжит существовать и после пандемии. Программу нацпроекта по развитию отрасли разработали в 2021 году. В планах правительства за десять лет увеличить число поездок по России в два с половиной раза — до 140 миллионов в год. Среди прочих мер поддержки: льготные кредиты на постройку гостиниц, гранты для малых предприятий, работающих в экотуризме, обустройство туристических маршрутов по всей стране, принятие программ подготовки кадров по международным стандартам. Их реализация в том числе направлена и на развитие приключенческого туризма. Он вполне может превратиться из местной туристической тусовки в популярное направление.