Posted 10 июня 2021,, 14:24
Published 10 июня 2021,, 14:24
Modified 21 октября 2022,, 08:01
Updated 21 октября 2022,, 08:01
Общий объём рынка навигации оценивается российскими экспертами в 150 млрд рублей. Только 80 из них – мониторинг транспорта.
Совладелец компании «Форт-Телеком» Владимир Макаренко отмечает, что новые технологии пришли на смену системам мониторинга машин. Они позволяют понимать, «что из-за перекрёстка движется другой автомобиль».
Системы навигации используются и в быту и в системе обороны страны. Обычные автомобильные или туристические навигаторы занимают около 20% рынка.
В некоторых сегментах коммерческого использования навигации позиции России достаточно сильные. Это касается производства оборудования для систем экстренного реагирования при авариях. «ЭРА-ГЛОНАСС» работает с 2015 года, разработкой занимается пермская компания «Форт-Телеком».
«Если бы мы пытались продавать прибор по 400-500 долларов за штуку, как делали некоторые производители телекоммуникационного оборудования, мы бы не заняли больше 60 конвейеров и суммарно больше 110 моделей автомобилей», отметил Владимир Макаренко.
Общая выручка «Форт-Телеком» за прошлый год – 1,6 млрд рублей. Большая её часть – поставка датчиков «ЭРА-ГЛОНАСС».
Экономисты отмечают, что мажинальность подобного оборудования 10-12%. Более того, заработать можно и с помощью специальных программ. Крупные игроки рынка уже предлагают пользователям не просто устройства, а услуги по их обслуживанию, аналитику данных и консалтинг.
«В России высокий спрос сейчас, первое, на контроль времени рабочего персонала. И второе – контроль попадания в опасные зоны»,сообщил Пётр Казаков, коммерческий директор компании «Навиджин».
В ближайшие три года некоторые предприятия РФ оснастят системой позиционирования персонала.
Между тем для работы механизма импотрозамещения подобные технологии должны быть доступны не только крупным игрокам, но и частному бизнесу. «Малыши должны сотрудничать с большими», - заключают представители ТПП.
Два года назад в особой экономической зоне подмосковной Дубны компания «Румб» создавала создать самый маленький на рынке спутниковый геодезический приёмник. У специалистов получилось реализовать вои планы устройство весить 270 граммов. Оно позволяет установить координаты с точностью до сантиметра.
«Геодезисты – это основной наш потребитель. Но эти координаты можно использовать для широкого круга задач. В том числе, допустим, картография, отслеживание разработки месторождений, аэрофотосъёмка»,сообщил Виктор Хвалынский, совладелец ИК «Румб».
Данные навигационные приборы – это электроника. Производство подобных устройств не отличается от выпуска других механизмов. Около 40% стоимости прибора – комплектующие, обычно их привозят из-за рубежа. Почти 20% затрат – зарплаты сотрудникам, 5% - прочие расходы и 35% - норма прибыли.
Высокоточная навигация возможна там, где существует широкая сеть из базовых станций. По одной в радиусе 50 километров. На данный момент в РФ их около 2 500 штук, но нужно почти в 10 раз больше. Для привлечения частного капитала необходимо ослабить регулирование этой части рынка. Проект поправок в отраслевые законы в минувшем апреле обсуждали в Торгово-промышленной палате.
«Не может навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности в России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», заключил Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ.
Развитые страны активно внедряют навигационные модули. Правительство может помочь рынку в развитии, если ослабит требования к строительству навигационных сетей и разработает механизм защиты получаемых данных.