Posted 26 апреля 2021,, 02:24

Published 26 апреля 2021,, 02:24

Modified 21 октября 2022,, 08:05

Updated 21 октября 2022,, 08:05

Автомобили на СТО

Тюменские автомобилисты добровольно или принудительно лишаются катализаторов. Зачем?

26 апреля 2021, 02:24
Фото: 1Mi
Автомобили на СТО
Владельцы легковых автомобилей все чаще стали сталкиваться с таким явлением, как кража катализаторов с автомобиля. В то же время, в интернете и социальных сетях полно рекламы, где автосервисы предлагают удалить катализаторы и даже заплатить за это. В спорном вопросе разбирался корреспондент «Нашего города».

Что такое катализатор

Каталитический нейтрализатор (катализатор) является элементом выхлопной системы автомобиля, предназначенным для нейтрализации вредных веществ, которые не успевают сгореть в двигателе. Помимо этого, катализатор частично заглушает звук выхлопа за счет снижения температуры газов.

Иными словами, катализатор нужен для снижения вредного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Внутри катализатора находится блок, представляющий из себя металлическую или керамическую основу с большим количеством отверстий, на которую тонким слоем нанесено покрытие из таких драгоценных металлов, как платина, палладий, родий или иридий. При контакте с напылением, часть выхлопа вступает с ним в химическую реакцию и частично нейтрализуется, теряя часть токсичных свойств.

Зачем крадут катализаторы

Злоумышленников катализаторы интересуют именно из-за покрытия из драгоценных металлов. Поэтому, пытаясь наживиться, не самые порядочные граждане стали срезать катализаторы с дорогих иномарок. Особой популярностью у преступников пользуются кроссоверы и внедорожники — под них проще залезть, а при должной сноровке на хищение уйдет порядка пяти минут.

По данным автомобильных порталов, чаще всего крадут катализаторы с японских автомобилей Toyota, Lexus, Land Rover, Mitsubishi, а также других импортных внедорожников. Нередко жертвами краж становятся владельцы Toyota Prius — по словам автомехаников, у этого автомобиля катилизатор снять не составляет труда, а сам он содержит значительное количество платины.

Кражи катализаторов докатились и до Тюмени, однако, пока не стали большой проблемой для правоохранительных органов.

Как сообщает УМВД по Тюменской области, в апреле сотрудники полиции приняли несколько заявлений от жителей областной столицы, с автомобилей которых злоумышленниками были срезаны катализаторы.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий полицейские установили, что к краже причастен 21-летний ранее судимый житель Ханты-Мансийска.

Мужчина приехал в Тюмень на заработки, но по каким-то причинам решил, что зарабатывать на жизнь преступным путем будет проще.

«По версии следствия, в качестве объекта преступления молодой человек выбирал иномарки подороже и в ночное время срезал с них катализаторы, после чего сдавал их в ближайшие пункты приема металлов»,сообщает УМВД по Тюменской области

От действий только одного злоумышленника пострадало не менее 10 человек, общий ущерб превысил 500 тыс. рублей.

Подозреваемый задержан, ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража». Молодому человеку грозит до шести лет лишения свободы.

Как рассказал «Нашему городу» автомеханик Антон, кража катализаторов не такое и редкое явление, однако массовый характер оно обрело, лишь, за последний год.

«Раньше я только слышал от коллег об этом или читал в интернете. А недавно к нам заехала девушка на RAV4. Сказала, что утром завела машину, а она стала работать очень шумно. Посмотрели, оказалось, что с машины срезали катализатор»,рассказал Антон

Зачем на самом деле удаляют катализаторы

В погоне за легкими деньгами не все избирают откровенно преступный путь. Некоторые тюменские предприниматели поступают хитрее и приглашают автомобилистов пройти бесплатную процедуру удаления катализатора. Некоторые особо предприимчивые бизнесмены даже готовы заплатить несколько тысяч рублей за удаление запчасти в качестве бонуса.

Неприятное последствие в виде лишнего шума обещают исправить установкой пламегасителя и обманки, но возросший выброс вредных веществ это, конечно, никак не снизит.

Предприниматели сообщают, что со временем катализатор разрушается и может привести к поломке двигателя, что грозит дорогостоящим ремонтом. Также они утверждают, что удаление катализатора поможет снизить расход топлива, масла, и повысит мощность двигателя на 5-15%.

В действительности, по словам специалистов, такие обещания направлены на то, чтобы убедить клиента добровольно расстаться с дорогостоящей деталью.

«Для того, чтобы автомобиль нормально функционировал без катализатора, его нужно правильно удалить, правильно же поставить обманки или сделать прошивку, а не „колхозить“, как многие наши мастера. Даже если все сделано правильно, особых изменений не будет»,считает автомеханик Антон

По мнению специалистов, реальных изменений в динамике автомобиля и расхода топлива после удаления катализатора стоит ожидать только в том случае, если он был сильно изношен. А срок службы этой детали составляет порядка 150 тыс. километров пробега.

Кто скупает катализаторы

В интернете можно найти сотни объявлений о скупке катализаторов. Покупают запчасти как перекупщики, в роли которых нередко выступают станции техобслуживания, так и специализированные фирмы.

По словам специалистов, в конечном итоге катализаторы перемалываются, а затем, при помощи различных процедур, от запчасти отделяются драгоценные металлы, которые позже продаются.

Например, стоимость унции (28,35 грамм) содержащегося в катализаторе палладия на рынке составляет порядка 2,8 тыс. долларов. В среднем, в килограмме катализатора содержится от 2 до 8 грамм палладия.

Чем грозит удаление катализатора

Помимо туманных плюсов, в удалении катализатора есть существенный минус, о котором предприниматели предпочитают умалчивать.

Удаление катализатора является вмешательством в заводскую конструкцию автомобиля, что запрещено действующим законодательством.

Внесение таких изменений наказывается штрафом в размере 500 рублей, а также может стать основанием для снятия автомобиля с учета.

Кроме того поскольку для оформления диагностической карты необходимо измерение количества в выхлопах автомобиля вредных выбросов, без наличия нейтрализатора автомобиль не сможет пройти техосмотр, а следовательно, оформить страховой полис не получится.

Несмотря на попытки государства контролировать техосмотр, до 2021 года водители запросто могли купить готовую диагностическую карту у страхового брокера. Однако с 2021 года сделать это стало если не сложнее, то гораздо рискованнее — сотрудники ГИБДД стали массово проверять действительность таких карт и отзывать их, если отсутствует фотография автомобиля заезжающего и выезжающего с пункта осмотра.

В случае отзыва диагностической карты автомобилист остается без действующего полиса ОСАГО.

Поэтому автомобилистам удалившим катализатор добровольно или же пострадавшим от рук преступников, все равно придется приобретать и устанавливать дорогостоящую деталь. Например, новый катализатор на Kia Rio стоит порядка 45 тыс. рублей без учета стоимости работ по установке.

Что в итоге?

С проблемой краж катализаторов с переменным успехом борются правоохранительные органы множества стран Запада. С ростом цен на драгоценные металлы проблема добралась и до России.

Если в Москве и Санкт-Петербурге преступники похищают запчасти, преимущественно, с каршеринговых автомобилей, то в Тюменской области, как и в других регионах страны жертвами злоумышленников все чаще становятся простые автомобилисты.

Защитить деталь от кражи практически невозможно, снизить риск хищения можно, разве что, если парковать автомобиль исключительно на охраняемых парковках или в гараже.

Действовать превентивно и удалять катализатор до того как его похитят злоумышленники, занятие весьма сомнительное. Учитывая ужесточение требований к прохождению техосмотра, устанавливать катализатор все равно придется.

Остается надеяться, что правоохранительные органы смогут пресечь как кражи, так и скупку краденых запчастей.

"