Posted 1 апреля 2021, 11:19
Published 1 апреля 2021, 11:19
Modified 19 августа, 19:00
Updated 19 августа, 19:00
В России продвигают охотничье лобби, поэтому в Государственной думе рассматривают поправки в Земельный и Лесной кодексы, которые разрешат охоту вблизи населенных пунктов и даже в «зелёной зоне» около городов. Документ уже прошёл первое чтение 24 марта. Об этом сообщает Интернет-издание «Новые известия».
«Наш город» решил узнать, как эти поправки смогут повлиять на экосистему Тюменской области и какие проблемы необходимо решить в промысловой и любительской охоте, прежде чем вводить новые законы.
Авторы законопроекта оперируют тем, что в России во все времена охотились на сельскохозяйственных землях. Только в 2016 году в Земельный кодекс, чтобы предотвратить сокращение сельхозземель, установили нормы, запрещающие любые виды деятельности, кроме линейного строительства, на сельскохозяйственных землях в 30-километровой границе от любого населенного пункта. Творцы законопроекта уверены, что эти нормы неправильные и хотят вернуть, как было раньше.
Но поправить охотники хотят не только Земельный кодекс, но и Лесной кодекс: чтобы разрешить охоту и в лесах вблизи городов.
«Зеленые пояса» вокруг городов предусмотрены нормами строительства. Деревья и кустарники таких поясов созданы, чтобы нейтрализовать неблагоприятное воздействие городов на экологию и защитить жителей от техногенного влияния предприятий. Стоит ли говорить, что такие «зеленые зоны» особенно необходимы возле крупных городов. К «зелёным зонам» относятся: заповедники, лесопарки, особо охраняемые природные территории. Сегодня на этой территории охотиться запрещено.
Первым спикером вступил Председатель Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области Альберт Фахрутдинов.
«Моё отношение к этому законопроекту отрицательное»,начал Альберт Фахрутдинов.
Эколог уточняет, что в пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что отсутствие комплексных мероприятий в охотничьих хозяйствах ведёт к распространению заболеваний животных, нарушение баланса популяции, снижению биоразнообразия и неконтролируемое браконьерство.
«Если закон примут, то он и будет неминуемо вести к указанным выше проблемам»,говорит эколог.
Эксперт продолжает, что у нас в регионе прекрасно видно как охотятся даже на животных, занесённых в красную книгу. Делают это, в том числе, руководители крупных предприятий и высокопоставленные чиновники. Им помогают коррумпированные работники охотничьих хозяйств.
Чем больше будут истреблять птиц и животных на охоте, тем сильнее будет снижение биоразнообразия
«Убивают не всех подряд животных, а тех, кто имеет охотничью ценность. Так охотники вмешиваются в природу»,объясняет Альберт Фахрутдинов.
Эколог приводит в пример информацию, что мясо лося в Подмосковье достигает стоимости в 4 500 тысячи за килограмм. В несколько раз дороже, чем мясо барана или телёнка. Как такая выручка не будет привлекать охотников и браконьеров? Законопроект облегчит убийство зверя.
«Сейчас известная ситуация в любом регионе, когда охотник приобретает лицензию на убийство только одного зверя, а на деле застреливает до пяти. Это допустимо из-за отсутствия тотального контроля лицензий. Как подсчитать, сколько убил за зиму? Я говорил о случаях, когда стражи закона ловили браконьера и находили у него доказательства преступлений»,рассказывает Альберт Фахрутдинов.
Эколог возмущается глупости самой пояснительной записки. Например, в ней указано, что охота не оказывает негативного влияния на окружающую среду. Здесь даже комментировать ничего не надо — так всё понятно.
Альберт Фахрутдинов заканчивает разговор идеей, что в охотничьем законодательстве достаточно проблем, с которыми необходимо работать. А закон, о котором идёт речь, только усугубит положение дел. Очевидно, что если разрешить охоту возле жилых поселений и городов — это повлечёт дополнительные риски для граждан: возможность подстрелить гражданского выше в черте города, чем в 30 километрах от него. Эколог уверен, что необходимо перенимать опыт европейских государств. Но этим, к сожалению, никто не занимается.
«Наш город» связался с охотником Иваном Окольниковым. Эксперт рассказал, какие проблемы есть в Тюменской области для любительской и промысловой охоты.
«Сейчас мешает модная тенденция раздачи охотничьих угодий в частные руки. Объявляется аукцион, и производятся торги, и охотничьи угодья уходят тому, кто предложил большую сумму. Не один охотничий сельский коллектив не может конкурировать с заявителями на этих торгах»,начал Иван Окольников.
После такой своеобразной приватизации вся тяжесть по охране и воспроизводству популяций зверей и птиц ложится на администрацию этого хозяйства. Если государство не всегда может защищать обитателей лесов, то сможет ли сделать это частник — вопрос очень спорный.
Другая проблема, наиболее серьезная, в частных охотничьих угодьях: не каждый пользователь пустит в своё угодье простого охотника. Хотя на торгах все обещают, что народ сможет охотиться в них. Например, охотничье хозяйство «Малиновское» в Викуловском районе. Их ценник говорит, что убить кабана стоит 30 тысяч рублей, медведь 60 тысяч рублей, охота на водоплавающую дичь обойдётся в 10 тысяч рублей, а охота на боровую дичь — 15 тысяч рублей. Больше всего от такой приватизации пострадали сельские охотники, которые поколениями доставали себе пропитание в лесах.
«Вы сами подумайте: где сельский охотник найдёт деньги, чтобы 2-3 раза поохотиться на водоплавающую дичь, и ещё 15 тысяч рублей потребуется, чтобы поохотиться на тетерева»,продолжает Иван Окольников.
Эксперт заканчивает информацией, что ранее, когда угодья были в собственности у государства, охотник просто оплачивал государственную пошлину. А количество обстрелянной добычи регулировался сезонным лимитом.
«Что касается законопроекта, о котором вы говорили, то необходимо сначала другие проблемы решать, прежде чем что-то улучшить», закончил Иван Окольников.
Проблему с частными охотничьими угодьями подтвердил житель села Супра Вагайского района Александр Капарулин. Он рассказал, что в лесах возле его села на аукционе купили в аренду охотничьи угодья, в которых ещё его предки добывали себе пропитание, когда становилось совсем тяжело.
«В сельской местности без охоты или рыбалки невозможно выжить»,начал Александр Капарулин
Из-за того, что охотничьи хозяйства теперь принадлежат частникам пострадало не только его село, но и сёла Второвагайское и Бегишевское, ещё деревня Кобякская. Все населённые пункты находятся в Вагайском районе, - продолжает спикер.
Александр Капарулин говорит, что охотиться на привычных местах жители сёл и деревень не могут. Арендаторы не выдают путёвки на добывание охотресурсов, объясняют тем, что они не подсчитали поголовье животных на своём арендованном участке. Хотя по законодательству они обязаны предоставлять их нам.
«Как быть в этой ситуации? Такая ситуация получилась, что наши охотугодья разыграли без нашего ведома. Якобы было же выложено в Интернете о розыгрыше и возражающих не было. От куда появятся возражающие, если у местных жителей нет Интернета, поэтому не могли знать об аукционе», рассказывает Александр Капарулин.
Александр Капарулин говорит, что инициативная группа, недовольная положением сегодняшних дел с охотугодиями, писала жалобы во всевозможные инстанции, но отовсюду получили отписки что всё сделано по закону и нарушений не выявлено.
Эколог объяснил, что законопроект который рассматривают в Государственной думе нанесёт вред экосистеме региона, потому что может сократиться биоразнообразие в Тюменской области и создадутся дополнительные благоприятные условия для недобросовестных действий браконьеров. В свою очередь, охотники рассказали, что есть проблема, с которой необходимо работать, иначе селяне потеряют часть возможностей к своему выживанию.