Posted 22 марта 2021,, 02:13

Published 22 марта 2021,, 02:13

Modified 21 октября 2022,, 08:13

Updated 21 октября 2022,, 08:13

Войны садоводов - 2. Как воюют за свои участки: кто с лопатой, кто с баллончиком

Войны садоводов - 2. Как воюют за свои участки: кто с лопатой, кто с баллончиком

22 марта 2021, 02:13
Фото: 1Mi
В садовом товариществе «Сундукуль» продолжается судебная тяжба: у пенсионерки изъяли землю и продали её другому человеку. В свою очередь, председателя СНТ обвиняют в махинациях. В этой истории есть все для детектива: холодное оружие садовода - лопата, газовый баллончик и породистые собаки.

«Наш город» продолжает публикации о проблемах в садовых некоммерческих товариществах. После публикации о СНТ «Лесная сказка» к нам в редакцию начали поступать сообщения от читателей, что у них так же сложности с председателем. В этот раз героями нашей публикации стали члены СНТ «Сундукуль». Пожилая женщина Валентина Жижилкина рассказала, что председатель садового товарищества, в котором у неё есть земельный участок, превышает свои полномочия и угрожает расправой.

«Закон не работает»

История началась в 2019 году, когда, по словам Валентины Жижилкиной, действующий на тот момент председатель Михаил Кочемировский изъял земельный участок и продал его другому человеку. Как утверждает пожилая женщина, финансовая операция сделана за наличные средства, а не через счёт в банке. Сама Жижилкина узнала постфактум о том, что её участок продан от соседки. Даже время продажи специально выбрали, когда никто на дачу не ездит – октябрь месяц.

Женщина, купившая участок, Любовь Шапкина, в декабре того же года оформила участок на себя и построила дом. Земля в СНТ ей нужна, чтобы разводить собак породы алабай. Спустя год Валентина Жижилкина отсудила свой участок обратно. Пришлось даже обращаться в кассационный суд в Челябинск.

«Получаю документы назад, что я собственник этого земельного участка. Решение на руках от 20 января 2020 года. Но начинается волокита: не сносят. Хотя предписание, чтобы она сама снесла. До сих пор вопрос не решён. Судебные приставы дадут ей пять тысяч штрафа и всё. Закон не работает», – объясняет Валентина Жижилкина.

Пожилая женщина даже обратилась за помощью к Эрнесту Валееву, депутату Государственной думы от Тюменской области, но пока ответ не получила. Дальше она продолжает, что в период, когда председатель отдаёт землю Шапкиной, он избивает её – бывшую владелицу земельного участка.

Валентина Жижилкина обратилась в полицию, но стражи закона в суде не предъявили необходимые документы, поэтому Михаил Кочемировский получил административное наказание, а не уголовное.

«Я боюсь ехать, мне председатель угрожает»

Пенсионерка продолжает, в один из дней ей позвонила соседка и рассказала, что все зелёные насаждения, которые были на её участке, снесли бульдозером. Валентина Жижилкина ей ответила:

«Я боюсь ехать, мне председатель угрожает. Сфотографируйте. Вот они мне прислали: всё что было у меня в домике вынесли, выбросили. Там мебель была хорошая из натурального дерева. Домик маленький, по типу летнего вагона, но внутри всё обшито и покрыто лаком.

Валентина Жижилкина недоумевает: зачем нужно было так делать? Она объясняет, что по закону составляется опись и вещи сдаются на хранения. Но её, во-первых, никто не предупреждал. Во-вторых, этот участок земли числился за ней, потому что по документам у неё было 17 соток, а Шапкина взяла 15 из них.

«И получается, что проникновение в чужое жилище — это статья 158 и 330. Так как за рулём трактора был сам председатель. Он пытался домик спихнуть, а он на фундаменте, и он чуть ли ни в гармошку сложился. Всё у меня зафиксировано: как было в домике и эти же вещи, валяющиеся по территории», — рассказывает Валентина Жижилкина.

Ваш случай единственный?

Пожилая женщина уверяет, что садоводы звонят ей и говорят, что их земельные участки перепродали по два или три раза. И тоже деньги председатель брал наличкой. Пенсионерка объясняет, что в случае купли-продажи земли выписывается, минимум, приходный ордер. Кроме этого, все деньги должны проводиться через банк.

Тем временем в СНТ «Сундукуль» сменился председатель, теперь управляющий садовым товариществом стал Олег Мезин. Он предложил адвокату Валентины Жижилкиной 200 тысяч рублей, потом 400 тысяч рублей, чтобы он не занимался её делом.

Пожилая тюменка заканчивает свою историю тем, что ей терять нечего и она готова идти до конца. В скором времени вопрос решится с этой дачей, и она уедет в Москву. Валентина Жижилкина возьмёт документы и отписки от всех структур, которые получала на протяжении трёх лет, и пойдёт в вышестоящие инстанции. Сейчас она ждёт повестку в суд, чтобы Любовь Шапкина возместила ей все убытки за нанесённый ущерб земельному участку: уничтоженные кустарники смородины, крыжовника, были яблоня и огромный дуб был – всё снесли грейдером.

Сторона действующего председателя

«Наш город» связался с действующим председателем СНТ «Сундукуль» Олегом Мезиным.

«Ранее председатель любого СНТ, действительно, мог наживаться на торговле землёй. Сегодня времена изменились. На примере нашего садового товарищества могу заверить, что 99 % всех земельных участков оформлены в собственность. Нет земли, которая находилась бы в собственности у сообщества», – начал Олег Мезин.

Председатель СНТ «Сундукуль» продолжает, что сегодня в его садовом товариществе покупают землю у собственников. Что касается Жижилкиной, то она жалуется на сообщество во все инстанции. Сначала она жаловалась в прокуратуру Нижнетавдинского района.

Олег Мезин недоумевает, почему прокурор взял в работу жалобу от человека, который даже не показал документы на участок земли, который ей якобы принадлежит. Не говоря уже о билете, который подтверждает, что он является членом этого садового общества.

«Потом была жалоба в суд на старого председателя, что он якобы избил её лопатой. Жалоба не подтвердилась. <…> Это было в 2016-2017 году. Уже второй год я занимаю должность председателя. Теперь она жалуется на меня», продолжает Олег Мезин.

Председатель СНТ «Сундукуль» отмечает, что он, как бывший военный, отрицательно относится к оружию, поэтому не имеет даже охотничьего ружья.

«Я, как юрист, понимаю, что такое угрожать оружием. Если она докажет, что такой факт был, то тогда я сам напишу заявление, в котором попрошу поместить меня в психушку», – обещает Олег Мезин.

Председатель продолжает, что нет документального подтверждения вступления Жижилкиной в садовое товарищество «Сундукуль». Членом сообщества становятся после принятия такого решения общим собранием. Возможно, причина в том, что в те времена плохо велась документация. В любом случае, Валентине Жижилкиной выделили земельный участок. Более того, она даже была председателем СНТ «Сундукуль» в 2004 году.

«Именно в этот момент у неё, почему-то, оказалось три участка, которые она благополучно: один продала, второй участок она отдала дочери – Анне Жижилкиной, которая никогда членом общества не являлась, <…> Третий участок после «дачной амнистии» она так же благополучно продала»,говорит Олег Мезин.

Председатель СНТ «Сундукуль» рассказывает, не смотря на «дачную амнистию» в 2017 году по-прежнему оставались граждане, которые по каким-то причинам не смогли оформить участки в свою собственность. До этого момента, согласно закону, право собственности принадлежало сообществу. Соответственно, вся налоговая ответственность ложилось на общество. Например, если пожарная инспекция обнаруживает земельный участок, который не соответствует нормам безопасности, то они накладывают штраф. Взыскание оплачивает не собственник, а общество.

В 2017 году на общем собрании бывший председатель ставит вопрос о том, что остались дачники, которые не оформили право собственности.

«Есть протокол этого собрания, конкретные фамилии указаны. В том числе и Жижилкина. Решение собрания было такое: если эти дачники до конца года не оформят право собственности, то их участки передадутся третьим лицам, если те изъявят желание пользоваться этим участком. Три человека оформили, осталась одна Жижилкина. На собрании она заявила, что не собирается ничего оформлять, участок она взяла для продажи. Взносы она не платила с 2013 года, как и взносы на другие расходы: строительство дороги, установка столбов и прочее. Она заявила, что за участком ухаживать не может по состоянию здоровья и рассчитается с задолженностью после продажи участка», – говорит Олег Мезин.

Она ничего не оформила. Этот участок приобрел другой человек: Любовь Шапкина. Она получила документы на право собственности и зарегистрировала его. Потом она построила на этом участке домик, который, так же, зарегистрировала.

«Тут Жижилкина подаёт на общество в суд: якобы мы незаконно выделили принадлежащий ей участок другому человеку. <…> Участок у неё забрали, потому что она противопоставила себя общему собранию. А согласно закону и уставу общества общее собрание – это высший орган управления обществом. Люди собираются, принимают решения, потом председатель обязан эти решения реализовывать», – объясняет Олег Мезин.

В чём конфликт?

Последовал судебный процесс в Нижнетавдинском районном суде, который принял сторону Шапкиной. Жижилкина подала на апелляцию в суд Тюменской области, который отменяет решение предыдущего суда и восстанавливает Жижилкину в праве собственности земельным участком. В свою очередь, Шапкину обязали снести забор, дом и вольеры, в которых она разводит собак и вернуть участок предыдущему владельцу – Жижилкиной. Кассационный суд в Челябинске никаких нарушений не выявил.

«Верховный суд отказал в рассмотрении жалобы», – заканчивает Олег Мезин.

Сторона Шапкиной

«Наш город» связался с Любовью Шапкиной. Женщина продала свою квартиру в Омске, чтобы купить участок в СНТ «Сундукуль», благоустроить его и заняться разведением алабаев. Теперь, после судебных тяжб, женщину выгоняют на улицу.

«Это стресс. Я могу потерять всё. С этим стрессом приходится жить всю зиму»,начала Любовь Шапкина.

Женщина рассказывает, что она приобрела заросший, брошенный участок. Не было вообще никаких коммуникаций. Она потратила много сил и средств, пытаясь вывести борщевик. В течение года не было никаких вестей от Жижилкиной.

«У меня есть документы на землю, на дом, я – законопослушный гражданин. Для меня, как для гражданина, было полное понимание, что всё на моей стороне. Дальше начались суды…», – продолжает Любовь Шапкина.

Как рассказывает Шапкина, она самостоятельно искала Жижилкину. В течение года с ней никто не связался. Она хотела возместить кадастровую стоимость участка, который оценивался в чуть более 190 тысяч рублей.

«Она запросила 450 тысяч рублей. Когда ей предложили эту сумму, она запросила миллион. Встречались мы, её адвокат и дочь. <…> Мне предложили мировое соглашение. Адвокат сказал миллион. Я ответила, что таких денег у меня нет. Я всё вложила в участок»,объясняет Любовь Шапкина.

Шапкина недоумевает от такой суммы, потому что участок оценивается в меньшую стоимость. Собаковод решила, что лучше переехать на другой земельный участок. Это возможно, потому что дом, который она построила находится на винтовых сваях. Когда всё это происходило, на дворе уже была поздняя осень. Любовь Шапкина купила ещё два дешёвых участка. Дом она не смогла перенести из-за аномально холодной зимы, потому что строение можно разбирать только при плюсовой температуре, иначе стены начнут крошиться. Женщина уверена, что освободит участок до начала дачного сезона – 1 мая 2021 года.

Сторона старого председателя

«Наш город» встретился и с бывшим председателем СНТ «Сундукуль» Михаилом Кочемировским. Пожилой мужчина рассказал, что действительно его судили по обвинению Валентины Жижилкиной. Якобы он пытался убить женщину лопатой. Этот момент попал на видеозапись.

«Почему не посадили? Суд признал, что это не доказано. Я благодарен Жижилкиной за то, что этот момент заснят на плёнку, которая послужила свидетельством моей невиновности», – закончил Михаил Кочемировский.

Чем может помочь Союз Садоводов

Ситуацию с СНТ «Сундукуль» прокомментировал Алексей Кучеров, председатель межрегионального отделения «Союз садоводов России» в Тюменской области, ХМАО –Югре, ЯНАО:

«Нужно разбираться в каждом отдельном случае. Обвинить человека легко, но в нашем государстве действует презумпция невиновности. Если есть факты нарушения садоводами тех или иных вопросов. Во-первых, есть ревизионная комиссия правления. Естественно, не всегда правление идёт навстречу садоводам. Обычно правление – это люди, которые работают в команде с председателем. Если есть факты нарушения законодательства, то садоводам необходимо обращаться в правоохранительные органы. Наш Союз садоводов даёт консультации, если нужна помощь юристов, которых надо привлечь к помощи, то пострадавшие могут обратиться в Центр поддержки садоводов. Они установят: идут ли реальные нарушения или председатель обвиняется голословно».

Итог

«Наш город» подготовил корреспонденцию по проблеме в СНТ «Сундукуль». Журналист издания выслушал мнение каждой стороны. Герои публикации обвиняют друг друга, и каждая сторона утверждает, что правда на её стороне.

В этих переплетениях даже суды не могут установить правду. Очевидно только то, что проблему садовых товариществ некому решать. Ранее в публикации про СНТ «Лесная сказка» эксперты говорили, что проблема в несовершенстве 217-го Федерального Закона. С СНТ «Сундукуль» появляется впечатление, что просто нет организации или органа, который бы специализировался на решении именно проблем в садовых товариществах. Аналогичная грызня происходит и в следующих СНТ: «У сосны» и «Тополя». Это только товарищества, из которых люди обратились в редакцию за помощью, а сколько ещё молчат.

"