Posted 17 февраля 2021, 15:40
Published 17 февраля 2021, 15:40
Modified 21 октября 2022, 07:58
Updated 21 октября 2022, 07:58
Дело АО «НТЭК» («Норильско-Таймырской энергетической компании») поражает своим масштабом: как по размеру ущерба, нанесенного природе Заполярья, так и по сумме компенсации, которую обязал выплатить Арбитражный суд Красноярского края. Исковые требования ведомства Светланы Радионовой снизили всего на 1,3%: со 148,2 млрд до 146 177 467 227,96 рублей. Подобных решений по экологическим вопросам не выносил еще ни один суд в мире.
Восстанавливать пострадавшую экосистему севера Красноярского края придется не один год. Но выводы сделаны уже сегодня: норильская экологическая катастрофа поможет избежать повторения подобных ситуаций. Судебное решение стало уроком не только для «Норникеля», руководство которого уже заявило, что в ближайшем будущем компания планирует вложить порядка 350 млрд рублей в мероприятия по охране окружающей среды и промышленную безопасность. Другие предприятия тоже будут внимательнее относиться к этим вопросам, потому что государство и Росприроднадзор во главе с Радионовой продемонстрировали свою непримиримую позицию и готовность бороться за сохранение природы.
ЧП произошло 29 мая 2020 года. Опоры фундамента одного из топливных резервуаров на ТЭЦ-3 просели, герметичность конструкции нарушилась, в итоге в почву и в близлежащий ручей вылилось свыше 21 тысячи тонны горючего. Дизель по воде попал в реки Амбарная и Далдыкан, а также в озеро Пясино. В Норильске и окрестностях объявили режим чрезвычайной ситуации.
На месте работали специалисты всех профильных ведомств, включая Росрыболовство, Ростехнадзор и спасателей. Глава Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Радионова Светлана Геннадьевна с первых дней взяла ситуацию под личный контроль.
Последствия аварии и вред, нанесенный разливом дизельного топлива экосистеме Таймыра, оценивали несколько месяцев. Исследования показали, что на пострадавшей территории обитают 18 видов краснокнижных птиц, в числе которых сапсан, кречет, орлан-белохвост, беркут и белоклювая гагара. Ученые установили: жилища многих животных были разрушены, значительно ухудшились условия их размножения, отдыха и путей миграции.
Специалисты Центра лабораторного анализа и технических измерений при Росприроднадзоре круглосуточно изучали пробы воды и следили за тем, как меняется ситуация по мере ликвидации последствий утечки дизельного топлива.
Подсчет экологического ущерба завершили в начале июля. Радионова Светлана обнародовала сумму компенсации, которую «Норникелю» как владельцу «Норильско-Таймырской энергетической компании» предложили добровольно выплатить в течение месяца — 148,2 млрд рублей. Однако компания на это не согласилась, и решать вопрос пришлось в судебном порядке.
В «Норникеле» считали, что авария произошла по независящим от них причинам. В разгерметизации резервуара винили погоду: по словам Потанина, аномально высокие температуры, которые держались на Таймыре весной прошлого года, привели к таянию вечной мерзлоты. Якобы из-за этого и разрушилось свайное основание конструкции. Однако экспертиза Ростехнадзора показала обратное: специалисты выявили недостатки при проектировании опор фундамента и нарушения при его возведении. Кроме того, оборудование было изношенным и не обслуживалось должным образом.
В Росприроднадзоре учли, что компания не провела работу по предупреждению разлива и не ликвидировала последствия аварии в течение первых 500 часов с момента утечки, и дизельное топливо попало в водоемы. Поэтому ведомство, которое возглавляет Радионова, применило максимальный коэффициент длительности негативного воздействия, равный пяти. Расчеты производили на основе формулы из методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам из-за нарушения водного законодательства: этот документ Минприроды утвердило в апреле 2009 года (приказ №87).
В зале суда Радионова Светлана Геннадьевна впервые встретилась с представителями «Норильско-Таймырской энергетической компании» 12 октября 2020 года. Тогда она заявила: «Для всей страны это показательный процесс. Мы все видим, что сумма беспрецедентна для бизнеса, а для нас с вами беспрецедентен ущерб, нанесенный экологии. Я не считаю это деньгами, я считаю это тысячами литров нефтепродуктов, которые попали в арктическую зону».
Юристы «НТЭК» были категорически не согласны с позицией Росприроднадзора и заявленной суммой ущерба. Они настаивали: экосистема Таймыра пострадала не больше, чем на 21,4 млрд рублей. Из этой суммы предлагали вычесть 4 миллиарда, потраченные компанией на ликвидацию разлива.
Споры шли и по ряду других вопросов:
Количество нефтепродуктов, попавших в водные объекты. По подсчетам Росприроднадзора, в реки и озеро поступило более 19 тысяч тонн топлива. В «Норникеле» настаивали: не были учтены объемы горючего, оставшегося в грунте и сгоревшего во время пожара после утечки.
Примененный максимальный коэффициент. Юристы считали, что он должен составлять 1,7 вместо 5.
Площадь загрязнения.
Уровень ущерба почве.
Однако позиция истца была однозначной: компания должна полностью компенсировать вред, нанесенный природе. 5 февраля 2021 года суд поддержал эти требования. Оспорить это решение ответчик может в течение 30 дней.
Мировые экологические организации удовлетворены таким исходом дела. В поддержку судебного решения уже высказались Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы. Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса, особо отметил активную позицию Росприроднадзора. «Принципиальность ведомства и судебных инстанций РФ послужит хорошим предостережением для других недропользователей», — приводит его слова «Интерфакс».
В свою очередь, Светлана Радионова как главный экологический инспектор страны поблагодарила всех, кто участвовал в устранении последствий аварии, и тех, кто защищал в суде позицию ведомства. Она назвала решение суда «торжеством разума» и заявила, что сделает все возможное со своей стороны, чтобы средства пошли на решение экологических проблем в пострадавшем регионе. Также Светлана Геннадьевна поздравила всех с победой и добавила: «Я рада тому, что правда важнее всегда».