Posted 20 декабря 2020, 08:14
Published 20 декабря 2020, 08:14
Modified 19 августа, 18:27
Updated 19 августа, 18:27
9 декабря Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам с федеральными министрами, на котором раскритиковал главу Минэкономразвития Максима Решетникова за рост цен на базовые продукты питания.
Так, по словам президента, в России цены на зерновые выросли на 19,9%, на макаронные изделия — на 10,5%, на хлебобулочные изделия — на 6%. При этом, Путин отметил, что наибольшие темпы роста цен в мире отмечаются на растительное масло — оно подорожало, почти на треть, до 30,8%. В России же цены на него выросли на 23,8% и, вероятнее всего, продолжат расти.
»…рынок труда напрягается, количество безработных увеличивается, доходы падают, а цены на такие товары растут вне всякой связи с пандемией и производством», — заявил Владимир Путин.
По мнению президента, рост цен связан с экономическими причинами и никак не связан с пандемией. Путин считает рост цен на базовые продукты питания недопустимым, особенно в то время, когда у многих граждан страны из-за пандемии снизились доходы.
«Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос! Это же не шуточки! В условиях, когда безработица растет, доходы сокращаются, базовые продукты дорожают вот на такие величины — а вы мне сказки рассказываете здесь»,отчитал чиновников Владимир Путин.
Путин дал неделю чиновникам на разработку и внедрение мер по заморозке цен на базовые продукты питания.
Уже 16 декабря власти подписали соглашение о стабилизации цен на подсолнечное масло и сахар более, чем с 50 ключевыми производителями, всеми федеральными ритейлерами и основной частью региональных сетей.
Как заявил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, цены на сахар и подсолнечное масло должны снизиться в течении 5 дней, начиная с 16 декабря.
Договор будет действовать до конца I квартала 2021 года.
Между тем жители Тюменской области отмечают рост цен не только на базовые продукты. Например, в сетевых магазинах Тобольска килограмм зеленых яблок стоит, чуть менее, ста рублей. За килограмм гладких огурцов тоболякам придется отдать почти 140 рублей, а с учетом 16-процентной скидки килограмм красного перца обойдется почти в 250 рублей.
При этом бананы, привезенные из Эквадора стоят чуть менее 70 рублей.
«Забрел сегодня в Монетку в 4 мкр, шел мимо фруктов с овощами. Магазин не самый фруктовый, пожалуй. Но кому интересно посмотреть что есть и сколько стоит. Яблоки хотел взять, большие такие красные раньше были, сейчас нет. Ничего не взял в итоге. В выходные в Ленту схожу или в Семейный»,пишет Вадим Калина.
Чтобы ограничить экспорт и насытить внутренний рынок, правительство повысило экспортные пошлины на подсолнечник и рапс до 30% (но не менее 165 евро за тонну).
Как уточняют эксперты, ранее, для большинства производителей, поставлять продукцию на экспорт было гораздо выгоднее, чем на внутренний рынок.
Далее правительство будет фиксировать оптовые и розничные цены на продукцию. К примеру, оптовая цена на подсолнечное масло будет зафиксирована на отметке в 95 рублей за литр, а розничная цена составит не более 110 рублей за литр. Сахар-песок планируется отпускать по 36 рублей за килограмм оптом и 45 рублей за килограмм в розницу.
Однако Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что государство не намерено ломать рыночные принципы: фиксировать цены на другие продукты питания и вводить госрегулирование цен.
При этом, по словам главы Минпромторга, в рамках соглашения о стабилизации цен, правительство не намерено оказывать поддержку ритейлу, поскольку магазины имеют возможность «маневрировать группами товаров».
«Наш город» обратился в Департамент потребительского рынка с просьбой прояснить, как будут регулировать цены в Тюменской области. В ведомстве обещали предоставить исчерпывающий комментарий позже.
Планы государства о заморозке цен смутили многих экономистов: эксперты считают, что в долгосрочной перспективе такой подход может привести к дефициту определенных продуктов и росту цен на другие товары. В краткосрочной перспективе смысла в заморозке тоже не много — после того, как регулирование прекратится, цены догонят инфляцию и снова поднимутся.
Некоторые эксперты полагают, что в действительности, рост цен не так критичен, как это преподносит правительство. Так, по мнению директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайда, рост цен на муку и сахар не столь критичен, поскольку той же муки на внутреннем рынке реализуется всего 10% от производимого объема, а сахар в потребительских расходах домохозяйств занимает около 2%.
«На фоне нервозности, связанной с затянувшимся падением доходов и пандемией любые новости даже о малейшем подорожании воспринимаются очень остро. Хотя в принципе, если разобраться по каждому продукту, волатильность цен была и в прошлом»,рассказала директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда DW
Другие эксперты считают, что ради сохранения прибыли, производители могут начать снижать качество продукции, а розничные магазины начнут повышать цены на другие группы продуктов, чтобы не упустить прибыль. В любом случае, потребитель заплатит.
Президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли города Тюмени, предприниматель Владимир Панов считает, что просто так добиться снижения цен невозможно, поскольку цена на товар формируется из множества факторов.
Так, в конечную цену продукта включена стоимость товара у производителя, прибыль оптовиков и прибыль розницы.
«Стоимость товаров складывается из зарплат, коммунальных расходов, курса падения валют, ведь у нас, практически нет импортозамещения, а в любой продукции есть доля импортного компонента, например техника. Из воздуха цену невозможно уронить», считает Владимир.
Владимир отмечает, что из-за заморозки цен под удар могут попасть магазины формата «у дома», в то время, как на крупных ритейлерах изменения, серьезным образом, не скажутся.
В случае с небольшими магазинами, если регулирование не будет отлажено должным образом, часть предпринимателей может и вовсе отказаться от реализации некоторых продуктов, чтобы не работать себе в убыток.
Крупным ритейлерам это не грозит. Как заявил коммерческий директор розничной сети «СПАР» Андрей Тетерин, от заморозки цен на базовые товары сетевые ритейлеры убытка не понесут.
«Соц. товары — это 26 категорий товаров, и если в каждой категории выделить по одному товару, то доля продаж по этому проекту будет минимальна, а потери копеечные. Если в стране стоимости социальных товаров придается политическое значение, то рознице почти ничего не стоит заморозить цены. Здесь дело не столько в цене, сколько в разговорах, которыми сети привлекают внимание, делая хорошую PR-компанию», — приводит слова Андрея Тетерина Retail.ru
Политологи не исключают, что решение о заморозке цен носит, скорее, политических характер и было сделано в преддверие прошедшей большой пресс-конференции Путина. Также эксперты не исключают взаимосвязи заявления с предстоящими в 2021 году выборами в Госдуму.
Если же верить экономистам и предпринимателям, то существенно для потребителя ничего не изменится — если снизятся цены на одни группы товаров, то, вероятнее всего, возрастут на другие.