Posted 9 декабря 2020,, 13:13

Published 9 декабря 2020,, 13:13

Modified 21 октября 2022,, 07:49

Updated 21 октября 2022,, 07:49

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин о художественных промыслах

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин о художественных промыслах

9 декабря 2020, 13:13
Фото: 1Mi
Народные промыслы есть украшение любого государства. Например, Испания хвалится на весь мир толедской сталью. Большинство туристов покупают себе кухонный набор из такого сплава. В России сегодня работает менее 300 народных художественных предприятий. Почти все —малый бизнес.

Чем стоит гордиться Тюменской области, и как обстоят дела с народными промыслами «Нашему городу» рассказал руководитель компании «Легенды Сибири» Михаил Михайлов. Его магазин специализируется на сувенирной продукции, которую делают местные ремесленники.

«Народные промыслы — это форма этнического творчества, в которой ярко прослеживаются традиции, зародившиеся века назад», — начал Михаил Михайлов.

Эксперт считает, что народные промыслы развиваются в нашем регионе «со скрипом» в сравнении с соседними регионами. Например, Свердловская область, ХМАО и ЯНАО. У них эта отрасль развивается намного эффективнее.

Правда Михайлов отмечает, что не всё так уж критично. Если сравнивать юг Тюменской области, который был 10 лет назад и сегодняшнее время, то количество предложений, которые могут сделать местные мастера, выросло многократно. Если 10 лет назад были резчики по кости, то сегодня сегмент больше: гончарные мастерские, ручные сибирские ковры и куклы, резьба по дереву, домовая роспись и другое.

«Другой вопрос, что этот год дал всем непредсказуемую ситуацию. Конечно, продажи будут ниже прошлых лет. Пандемия ударила и по ремесленникам. Особенно те, кто сам на себя работал. Потому что эти люди основную часть товара реализовывал на ярмарках и фестивалях», — уточняет Михаил Михайлов.

Эксперт говорит, что их магазин так же попал в эту ловушку, когда ввели режим самоизоляции. Они делали украшения из кости, надеясь, что летом будут ярмарки, на которых их можно продать и нивелировать весенний спад продаж. Этого не произошло и весь объём продукции магазин пока не смог реализовать.

«Но у нас есть магазин, есть сайт, есть корпоративные клиенты, а частные мастера не знаю, как выживают», — изумляется Михаил Михайлов.

Эксперт продолжает, что сложность народного промысла в том, чтобы признать его по закону. Например, у нас в регионе есть люди, которые занимаются золотным шитьём и пытаются своё занятие признать народным — дать ему этот юридический статус. Всего в Тюменской области их два: тобольская костяная резьба и сибирские ковры, которые делают в Ишиме. Для сравнения в Свердловской области 11 направлений признаны народным промыслом. Большинство из них признаны в последние годы.

«Получается, что мастеров и умельцев достаточно, а получить юридический статус, чтобы пользоваться некоторыми льготами, сложно. У нас перспективы тоже есть, но этим никто не занимается», — закончил Михаил Михайлов.

О том, что этот год тяжёлый в том числе и для ремесленников подтверждает отраслевая ассоциация. Большинство художественных предприятий понесут убытки. При этом механизмы поддержки существуют. Промыслы могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Проблема в том, что ремёсла отнесены к промышленности. И каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.

Ситуацию комментирует президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин:

«Мы одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы. Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня себя чувствуют в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть».

О доходах народных художественных промыслов «Нашему городу» рассказали эксперты Минпромторга и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».

Оборот народных художественных предприятий в 2019 году вырос на почти на восемь миллиардов рублей — на 27 процентов. Но отраслевая ассоциация не согласна с такой оценкой. Она говорит о многолетней стагнации. Точная статистика есть по членам объединения промыслов. Так, производители текстильных изделий заработали почти миллиард рублей. Немногим меньше — мастера художественной ковки и литья. 500 с лишним миллионов рублей — доля изделий из керамики. У мастеров работы по дереву и стеклу примерно равные объёмы рынка. На прочие художественные изделия пришлось свыше 200 миллионов рублей.

«Как правило, это всё в местах пребывания туристов: какие-то ларьки и так далее. Нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами — чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию где-то реализовывать», — объясняет Сергей Катырин.

Одним из известных ремесленников в Тюменской области является руководитель студия «SW CERAMICA» Светлана Веденёва. Она несколько лет назад открыла свою гончарную мастерскую. Сегодня Светлана занимается штучным производством керамической продукции и стала известной, в том числе, потому что делала бытовую посуду для фильма «Тобол».

«Если ремесленник не адаптирует себя к современным условиям, то ремесло способно умереть», — считает Светлана Веденёва

Руководитель керамической студии продолжает, что если идти в ногу со временем и применять ремесло в современной стилистике, то ремесло жить может. Так её мастерская без стороннего финансирования выживает собственными силами. Правда точной целевой аудитории у студии нет.

«В основном, продаём товар на ярмарке. Цена абсолютно разная: от 100 рублей до 40 тысяч. Не могу точно выделить канал сбыта — всё по-разному», — говорит Светлана Веденёва.

Реализация товаров народного промысла — один из интересных и сложных вопросов. Сергей Катырин считает, что эта ситуация нуждается в особом подходе.

«Мне кажется, это уже в меньшей степени к промышленному производству, в большей степени это уже художественное произведение. Естественно другой должен быть подход к этому: и к оценке, и к результатам. Ну что мы будем оценивать, сколько наштамповали подносов или сколько мы кинжалов наштамповали на этом производстве? Не в этом же суть этого производства», — закончил Сергей Катырин.

Материал хочется закончить новостью, что этой осенью правительство России составило изменения для ремесленников. В отрасли хотят ввести саморегулирование, стандарты художественных стилей и разрешения на их использование. Правда участники рынка считают новые правила губительными. И без того за 30 лет Россия утратила 40 народных промыслов. Чтобы сохранить оставшиеся, ремесленники предлагают ослабить критерии поддержки мастерских, включить их изделия в программы госзакупок и создать инструменты для привлечения частного капитала. Тогда это будет возрождающийся бизнес-вектор.

"