Posted 7 декабря 2020, 06:30
Published 7 декабря 2020, 06:30
Modified 19 августа, 18:16
Updated 19 августа, 18:16
10 ноября Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени объявил электронный аукцион на строительство транспортной развязки на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы. Начальная стоимость контракта составила 2,7 млрд рублей.
Согласно проекту, на пересечении улиц должна появиться трехуровневая развязка со съездом на улицу Тимофея Чаркова.
Строительство развязки станет продолжением реализации проекта по реконструкции улицы Мельникайте. Согласно этому проекту, одна из главных транспортных артерий города превратится в бессветофорную скоростную магистраль с надземными пешеходными переходами.
Не совсем понятно, как быть тюменцам, которые живут вдоль Мельникайте и непосредственно вблизи этой улицы - мало приятного, когда под окнами проходит магистраль, да еще и с высокими надземными переходами, куда нужно будет подниматься по лестницам (про инвалидов и мам с колясками все и так понятно).
Проект реконструкции Мельникайте был разработан ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект», связанным со строительной компанией «Мостострой-11». Именно «Мостострой» и выиграл все контракты по реконструкции улицы, по максимальным ценам — кроме него ни одна фирма даже не подавала заявку на участие в аукционе.
«Мостострой-11» и его дочерняя проектировочная компания «Тюменьгражданпроект» принадлежат Николаю Руссу, генеральному директору строительной компании и депутату Тюменской облдумы от партии «Единая Россия» по Калининскому округу Тюмени. Четверть Мостостроя принадлежит ПАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга.
В числе сторонников развязки, согласно данным из карточки общественного обсуждения контракта относятся жители района Мыс. Люди считают, что в связи с тем, что заречная часть города разрастается, возрастает и транспортная нагрузка на автодороги.
«Жители Тарман за строительство развязки! Мы стоим в пробке каждый божий день!!!! И дальше надо думать - Нам бы еще развязку сделали, на выезде из Тарманов но я умру, ее не построют. А в Гагаринку мы с тосом выйдем деревья посадим, много уже посадили деревьев и кустов»,пишет Игнат Бобровский
По словам некоторых жителей района, в часы пик дорога от центра до дома занимает порядка 30-40 минут. В случае ухудшения погодных условий или проведения ремонтных работ это время может возрасти вдвое.
Справедливости ради, стоит отметить, что проезд в центр Тюмени из других частей города, в пиковые часы загрузки, занимает, примерно, такое же время.
По мнению некоторых противников строительства, большое количество комментариев от людей, выступающих за строительство развязки, может быть написано сотрудниками «Мостостроя», администрации или иных заинтересованных лиц. В пользу этой версии говорит тот факт, корреспонденту «Нашего города» не удалось найти страницы в соцсетях авторов более, чем десяти комментариев сторонников развязки, выбранных случайным образом.
Против строительства выступают жители Заречного микрорайона, урбанисты, экологи и общественники.
Жители ЖК «Горизонт», расположенного вблизи будущей развязки собирают подписи под обращением к главе города Руслану Кухаруку с требованием остановить строительство. В ближайшее воскресенье инициативная группа планирует провести встречу с общественниками прямо в Березовой роще, чтобы показать масштаб вырубки деревьев.
Люди возмущены тем фактом, что строительство ведется без учета мнения жителей района. Кроме того, жильцов не устраивает, что после строительства развязки добираться до Гагаринского парка будет сложнее. Тюменцы просят вместо строительства развязки решить вопросы с благоустройством Березовой рощи и реконструкцией КНС, на которые в бюджете нет денег.
«Вы пиаритесь на благоустройстве Алебашевского озера, а рядом лишаете жильцов зеленой защиты деревьев от проезжей части. Мы требуем отмены строительства развязки по текущему проекту без учета мнения жителей ЖК Горизонт»,пишут жители ЖК «Горизонт» в своем обращении.
Экологи, в свою очередь, возмущены планами властей вырубить 757 деревьев на начальном этапе и еще 2,5 гектара леса на третьем этапе.
Урбанист Илья Варламов считает, что строительство подобных развязок и формирования магистралей беспрерывного движения в городе повторением ошибок западных градостроителей. Причина в реализации такого проекта в Тюмени, по мнению Варламова — личная заинтересованность главы «Мостострой-11» Николая Руссу.
«Вообще, руководство Тюмени уже несколько лет вынашивает коварные планы превратить город в гоночный трек. Я всё ещё не понимаю, с чем связана необходимость повторять ошибки европейских и американских городов 50-летней давности. Ну разве что с тем, что каждая такая развязка стоит 2 млрд рублей, а строительством заведует местный депутат-единоросс»,пишет Илья Варламов.
Проекты «Тюменьгражданпроекта» и «Мостострой-11» часто подвергаются критике за «недружелюбие» в отношении пешеходов и оторванность от потребностей современного общества.
Например, площадь перед легкоатлетическим манежем полностью отделана плиткой, отсутствует какое-либо озеленение и не предусмотрены общественные пространства. То же касается набережной реки Тура: многочисленные жалобы горожан на отсутствие озеленения, зонирования, общественных пространств и зон для торговли. В результате возле набережной стоит постоянный гул от дизельных генераторов, подающих электроэнергию в торговые точки, а из-за отсутствия тени набережную часто сравнивают со сковородой.
В недружелюбии обвиняют и новую развязку на пересечении 30 лет Победы и Мельникайте: из-за неудобства для пешеходов, людей с инвалидностью и велосипедистов, развязку прозвали «мостом презрения имени Николая Руссу». Судя по проекту, новая развязка удобнее не станет.
Также у активистов вызывают опасения методы работы «Мостострой-11»: в прошлом году компания Николая Руссу была поймана за сливом бетона в лесу, а летом этого года фирму уличили в уничтожении культурного слоя в Тобольске.
Да и качество строительства вызывает множество вопросов: та же развязка на Мельникайте — 30 лет Победы оказалась неудобной для пешеходов, а осенью на съезде провалился асфальт под автобусом.
Активист фонда «Городские проекты» Аркадий Каюгин обращает внимание на нарушения при проведении общественного обсуждения: на 14 комментариев Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта не стал отвечать, что подтверждается протоколом нарушений.
«Что касается самих ответов, то в них в основном повторялись два аргумента — развязка соответствует генеральному плану, и документация прошла экспертизу. Если государственную экспертизу документация действительно прошла, то с генеральным планом сложнее. Уже после разработки проектной документации и прохождения экспертизы был разработан новый вариант генерального плана города (утвержден в июне 2020 года). По этому плану улица Мельникайте больше не является магистральной улицей непрерывного движения. Это значит, что развязки теперь не обязательны, можно оставить пересечение в одном уровне или сделать кольцо. Ну, то есть, тип пересечения нужно обосновать на основе результатов транспортного моделирования. На этот факт я неоднократно обращал внимание в комментариях, но ответа по существу так и не получил», — рассказал Аркадий Каюгин.
Опираясь на опыт 2019 года, когда горожанам удалось отстоять лог реки Тюменки, добившись отмены скандального кампуса ТюмГУ, люди надеются, что им удастся повторить успех и отменить строительство развязки.
Однако это крайне маловероятно: проект реконструкции Мельникайте в скоростную магистраль власти планомерно реализуют на протяжении нескольких лет, и отказ от реализации будет подтверждением того, что миллиарды бюджетных денег были потрачены зря. Кроме того, в строительстве заинтересован областной депутат Николай Руссу, связанный с партией власти и кланом Ротенбергов, а это гораздо более серьезный противник, чем университет.