Posted 9 августа 2020, 14:46
Published 9 августа 2020, 14:46
Modified 19 августа, 18:02
Updated 19 августа, 18:02
Вторая волна COVID-19 началась?
В Германии 4 августа председатель объединения немецких врачей Marburger Bund Зузанне Йона заявила, что в стране началась вторая волна коронавируса.
«Мы уже находимся во второй, невысокой волне роста. Отсюда опасность, что мы можем комбинацией из желания оттеснения (понимания угрозы) и возврата к нормальности растратить те успехи, которых мы в Германии достигли», — цитирует Йону Российская газета.
Ранее 3 августа Фонтанка.ру сообщала, что в Испании за сутки выявили чуть более 3 тысяч новых заболевших, хотя в начале июля их число держалось ниже 500. Во Франции последние несколько дней количество заразившихся остается в районе 1300, что является самым высоким показателем с 26 июня. В Греции, где 20 июля было всего 5 случаев, 3 августа отмечали уже почти 75. В Бельгии ежедневный прирост в последние дни поднялся выше 650, хотя в начале лета показатель держался около 100. Рост заболевших наблюдается также в Польше, Румынии, Чехии, Украине.
The Wall Street Journal обвинила во всем молодежь, которая устала от социального дистанцирования за весенний период самоизоляции.
Действительно, 1 августа в Берлине прошел массовый митинг, в честь наступившего по мнению молодых протестующих «конца пандемии».
«Протестующие держали в руках самодельные плакаты с лозунгами: «Корона, ложная тревога», «Нас заставляют носить намордники», «Естественная защита вместо прививок» и «Прекратите паниковать о короне — верните основные права», — сообщает Российская газета.
А на другом конце света в Австралии начиная с Мельбурна 2 августа, а позже 5 августа и во всем штате Виктория ввели жесткий карантин.
«Мегаполис был закрыт на карантин после того, как 2 августа власти штата Виктория сообщили о 670 новых случаях заражения и семи скончавшихся в течение суток», — сообщает РБК.
Стоит ли ожидать новой волны коронавируса в России?
Барометром всей эпидобстановки в стране до сих пор остается Москва. Эксперты отмечали, что в регионах ситуация повторяется как в столице, но с запозданием в несколько недель.
На днях мэр Москвы Сергей Собянин сообщил что вторая волна в Москве маловероятна.
«Вторая волна — это когда люди второй раз подпадают под опасность быть зараженными. Ни у нас, нигде в мире такого практически нет. Почему идет, в ряде регионов мы видим, такой бурный рост? Потому что они еще не прошли даже первую волну», — цитирует Собянина ТАСС.
Подобное мнение он озвучил ранее на совещании с президентом по эпидемиологической обстановке.
«Ситуация примерно такая: крупные города, которые не прошли этот период, мы видим всплески заболеваний вновь и вновь. Те, которые прошли этот период мощной выработкой популяционного иммунитета, находятся в более-менее стабильной ситуации», — сообщил он тогда.
За последнюю неделю в Москве ежедневно фиксировалось около 700 заразившихся коронавирусной инфекцией. Ситуация стабильна.
Чего ожидать тюменцам?
Прокомментировала ситуацию с развитием коронавирусной инфекции в России и Тюменской области для «Нашего города» главный специалист по инфекционным болезням департамента здравоохранения Тюменской области, ведущий научный сотрудник, заведующая клиническим отделением «Тюменского научно-исследовательского института краевой инфекционной патологии» Роспотребнадзора, кандидат медицинских, наук врач инфекционист Ксения Степанова.
Она отметила, что сейчас в регионе, как и в целом по стране наблюдается снижение числа заболевших, но в целом первая волна еще не закончилась. Поэтому говорит о начале второй волны еще рано.
«Есть регионы в которых заболеваемость выше среднего по России, но связанно это с тем, что к ним едут из других субъектов федерации, которые привозят коронавирусную инфекцию», — рассказывает Ксения Степанова.
В первую очередь сегодня это курортные регионы — Краснадарский край, Крым, Севастополь. В первых числах августа в этих регионах зафиксирован стабильный рост суточных заболеваний.
При этом по словам специалиста в России вторая волна возможна в октябре–ноябре 2020 года, но как она будет протекать, пока судить рано.
Ксения Степанова считает, что прогнозы в этом случае давать опрометчиво, потому, что в начале эпидемии некоторые специалисты говорили о непродолжительности эпидемии.
Этот вирус не похож на тот же грипп, который имеет сезонный характер. Например, коронавирус нового типа, которому предрекали снижение активности в жару, как показала практика прекрасно распространяется при любой погоде.
«Да мы ее ждем [вторую волну], мы ее профилактируем, мы готовимся [к осенне-зимнему эпидсезону], потому, что самое не приятное будет если она совпадет сезоном гриппа», — говорит Степанова.
Врач-инфекционист предполагает, что именно поэтому власти торопятся с разработкой вакцины, потому что не известно, как поведут себя эти два вируса если встретятся в организме человека.
Не последнюю роль в мощности второй волны играет формирование популяционного иммунитета, ранее мы уже задавались этим вопросом, когда подобное исследование проводил Роспотребнадзор.
Ксения Степанова говорит, что в среднем по России антитела выявили у четверти населения в Москве чуть побольше, в городах поменьше и процент меньше.
«Чем больше в каком-то городе заболевших, тем больше будет контактных людей, тем быстрее будет формироваться это иммунитет», — поясняет она.
По мнению врача-инфекциониста для формирования коллективного иммунитета, чтобы избежать второй волны нужно 60-70% людей, имеющих иммунитет, чего пока не удалось достичь.
Но также она отметила особенность организма, даже если иммунитет к вирусу не стойкий, но ранее был контакт с ним, то болезнь скорее всего пройдет гораздо легче, из-за иммунологической памяти.
«Антитела имеют срок жизни, при любой респираторной инфекции циркулируют определенное количество времени — несколько месяцев, а иногда даже недель», — поясняет Ксения Степанова.
Так по ее данным иммунитет к коронавирусу, который вызывал острый респираторный синдром в 2002–2003 гг длился 3-5 месяцев.
Поэтому заболеть второй раз можно, но скорее всего болезнь будет протекать легче.
Но эти данные все равно не могут раскрыть всей картины формирования второй волны, вирус постоянно мутирует и адаптируется, что не всегда плохо. А значит и второй волны в том контексте в каком ее рисуют некоторые СМИ может и не быть.
Вероятнее всего опасность представляет сам по себе сезон вирусных заболеваний.
Именно об этом говорила на недавнем совещании с президентом о санитарно-эпидемиологической обстановке и готовности системы здравоохранения к осенне-зимнему периоду глава Роспотребнадзора Попова.
«Ещё раз хочу обратить внимание на то, что в этом году возможен принципиально новый эпидсезон при одновременной циркуляции различных вирусов. Это новые вызовы… Следовательно, прогноз Всемирной организации в том, что вирусы гриппа к нам придут такие, от которых мы не прививались ни в прошлом, ни в предыдущие годы», — сообщила Анна Попова.